Участники слушаний Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности на тему «Стратегическое развитие ядерной отрасли Украины» обсудили актуальные вопросы ядерно-энергетического комплекса. Слушания состоялись 15 апреля при участии народных депутатов, представителей государственных учреждений, НАЭК «Энергоатом» и других предприятий ядерной отрасли.
Первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский отметил, что перед ядерной отраслью стоит много вопросов, требующих законодательного обеспечения в рамках работы профильного комитета.
«Думаю, что на следующей неделе мы получим ряд решений и те проблемы, которые у нас зависли, мы сможем решить»,
- отметил Домбровский.
Среди наиболее актуальных проблем народный депутат выделил дело о принудительном взыскании с Энергоатома сомнительной задолженности в пользу ЗАО СП «Укрэлектроват», что привело к блокированию счетов оператора украинских АЭС.
«К сожалению, я могу констатировать, что законопроект №3097, где я был соавтором, о моратории (на взыскание долгов) по Энергоатому не был подписан Президентом. Надеюсь, что в ближайшее время мы выйдем на новую дискуссию, возможно, сделаем апгрейд этого законопроекта, еще раз проведем его в парламенте для того, чтобы снять эту проблему, по крайней мере, в 2016 году и дать возможность решить проблему неплатежей для Энергоатома. Потому что это такой ком, который, к сожалению, нарастает. При 28 млрд грн внутренней задолженности ГП «Энергорынок», фактически 12 млрд грн задолженности перед Энергоатомом - это критическая задолженность, которую просто за одну минуту, или даже за один месяц решить невозможно»,
- отметил народный депутат.
В свою очередь, председатель подкомитета по вопросам ядерной энергетики и ядерной безопасности Комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Владимир Бандуров также согласился, что вопрос взыскания долга с Энергоатома должен быть решен как можно быстрее.
«Необходимо срочно ввести в действие закон №3097 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения расчетов в топливно-энергетическом комплексе относительно государственного предприятия «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом». Это позволит нормализовать хозяйственную деятельность компании. Считаем, что в ближайшее время необходимо найти такой механизм, который бы защитил счета оператора от недобросовестных контрагентов»,
- подчеркнул народный депутат.
По его словам, также необходимо обеспечить своевременное и надлежащее финансирование мероприятий по продлению сроков эксплуатации атомных энергоблоков украинских АЭС.
«Согласно программе повышения уровня безопасности блоков АЭС до 2020 года, которая была утверждена еще в 2012 году, запланирована реализация более 1200 мероприятий по поддержанию безопасного состояния энергоблоков и продлению их работы сверх проектного срока. К 2020 году перед нашей страной стоит очень сложная задача - нам надо продлить срок эксплуатации десяти энергоблоков. При этом в отдельные годы продление срока эксплуатации будет происходить одновременно на двух блоках, в частности, в этом году будет продлеваться срок эксплуатации первого и второго блоков ЗАЭС. Все это требует огромной мобилизации организационных, человеческих, финансовых ресурсов»,
- убежден В.Бандуров.
Он отметил, что на 1 января 2016 года стоимость реализации Комплексной сводной программы повышения безопасности эксплуатации АЭС Украины составляла более 30 млрд грн.
«На текущий год потребности на мероприятия по повышению безопасности энергоблоков и продление сроков их эксплуатации составляет более 4 млрд грн, из которых за счет тарифа покрывается только треть. В общем, исходя из прогнозного баланса, дефицит тарифа Энергоатома в текущем году составит более 14 млрд грн. Для выхода из этой ситуации необходимо обеспечить формирование справедливого тарифа для АЭС, то есть приведение тарифов в соответствие с фактическими расходами на производство электрической энергии. Особенно важно ввести обоснованный тариф с учетом внедрения новой модели энергорынка. Нами подготовлен законопроект №1394, в нем предусмотрено включение в тариф на электроэнергию АЭС, который утверждается НКРЕКУ, расходов на реализацию мероприятий по повышению безопасности ядерных установок. То есть не по своему усмотрению, не по субъективным признакам, а в обязательном порядке те меры, которые запланированы оператором атомных станций, как обязательные к исполнению для повышения безопасности атомных блоков, должны быть включены в тариф»,
- подчеркнул В.Бандуров.
Выступая в ходе слушаний, президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский отметил, что реализацию стратегически важных для атомно-промышленного комплекса Украины проектов тормозит отсутствие общегосударственной стратегии развития отрасли.
«Конечно, остается действующая энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года, которая была утверждена еще в 2013 году, но изменения, которые произошли после 2013 года в социально-экономической, в политической ситуации в стране, требуют безотлагательного пересмотра и актуализации этой стратегии. Попытки такой актуализации безуспешно осуществлялись в течение 2014-2015 годов. То же самое касается Государственной целевой экономической программы развития атомно-промышленного комплекса Украины на 2016-2020 годы, которая также сегодня не принята, а предыдущая программа закончила срок своего действия. Концерн «Ядерное топливо», Восточный ГОК, который добывает урановое сырье, предприятие «Цирконий», наше трубное производство, все они, к сожалению, также не имеют программных документов, обеспечивающих их развитие. Здесь следует понимать, что инвестиционные циклы в атомной энергетике продолжаются сто и более лет, поэтому от качества решений, которые мы сегодня принимаем, либо не принимаем, без преувеличения, зависит судьба будущих поколений»,
- убежден президент Энергоатома.
Он выразил сожаление по поводу того, что в кризисных условиях Министерство энергетики и угольной промышленности Украины было сосредоточено только на диспетчеризации графиков ремонтов электростанций и угольных маршрутах.
«Наш орган управления оставил без внимания одно из ключевых своих заданий, определенных статьей 21 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» - планирование, разработку и внедрение государственных программ использования ядерной энергии»,
- добавил Ю.Недашковский.
По его мнению, ситуация, которая сложилась вокруг ядерной отрасли, требует безотлагательного исправления.
«Надеемся, что наши предложения, изложенные в проекте решения Комитета ВР по ТЭК, будут поддержаны и поставлены под жесткий контроль со стороны депутатского корпуса»,
- сказал Ю.Недашковский.