Руководитель работ по выводу из эксплуатации АЭС "Фукусима-1" Наохиро Масуда сообщил широковещательной компании Australian Broadcasting Corp. (АВС), что до сих пор не установлено местоположение уранового расплава в пострадавших реакторах.
"В реакторе № 1 топливо проплавило днище корпуса реактора и полностью вытекло. Во 2-м и 3-м реакторах осталось от 30% до 50% топлива, остальное расплавилось. К сожалению, мы не знаем, где это топливо находится",
- рассказал Масуда, добавив, что главной задачей является определить местонахождение этих "пропавших" сотен тонн.
Грегори Джачко, который во время фукусимской аварии возглавлял в США Комиссию по атомному регулированию, выразил сомнение в том, что расплав можно извлечь. "В данное время никто не знает, где находится топливо, которое, к тому же, очень радиоактивно и будет оставаться таким еще долгое время", - сообщил он австралийскому изданию Foreign Correspondent. "Не исключено, что это топливо нельзя будет извлечь никогда. Возможно, его придется каким-нибудь способом захоронить на месте".
По оценке ТЕРСО, оператора атомной станции, в каждом из трех зданий с пострадавшими реакторами находится приблизительно 200 тонн радиоактивных материалов - то есть, всего около 600 тонн расплавленного топлива, бетонных и металлических обломков.
Оператор пытался определить местонахождение топлива с помощью роботов, но эти усилия оказывались неудачными.
"Из-за сильного излучения все роботы выходили из строя, их приборы, видеокамеры", - говорит Джачко. Он ушел со своего поста через год после аварии на "Фукусиме" и сейчас занимается физикой элементарных частиц и вопросами безопасности ядерной энергетики. "Необходимо признать, что на любой из атомных электростанций возможна катастрофа с масштабным выделением радиации в атмосферу, за которой последуют десятилетия работ по ликвидации последствий",
- добавил он.
Foreign Correspondent взял интервью и у бывшего премьер-министра Японии Наото Кана. В свое время он поддерживал атомную энергетику, но сейчас считает, что те, кто говорят о безопасности и дешевизне источников атомной энергии, заблуждаются. "На поддержку ТЕРСО государство выделило $70 миллиардов, но этого недостаточно, поэтому общая сумма составит более $240 миллиардов. И я думаю, что запланированный 40-летний срок декомиссии "Фукусимы" слишком оптимистичен" - сказал Кан.
После аварии 2011 года более 10.000 человек не могут вернуться в свои дома из эвакуации из-за того, что в их населенных пунктах сохраняются повышенные уровни радиации. Дезактивация на полях и в жилых кварталах проводится со снятием 15-сантиметровго слоя почвы. Эта почва собрана в 10 миллионов пластиковых мешков, которые хранятся под открытым небом в тысячах временных хранилищ; в некоторых хранилищах уровень радиации повышен.
"Чтобы люди смогли вернуться домой, нужно доказать им, что АЭС "Фукусима" находится в стабильном состоянии, - объясняет Масуда. - И мы должны работать над этим, хотя ответов на наши вопросы нет ни в одном учебнике".