ФГУП «ПО «Маяк» расширило границы по переработке источников ионизирующего излучения. Предприятие официально объявило о намерении принимать ИИИ, произведенные иными участниками рынка, с перспективой переработки и последующей передачи их на захоронение ФГУП «Национальный оператор по обращению с атомными отходами» (НО РАО). Однако официального договора о приеме кондиционированных РАО между участниками рынка пока нет, а появление могильника под Озерском планируется лишь к 2025 году. Снятие ограничений, по мнению экспертов, не приведет к существенному росту поставок и не позволит закрыть недополучение средств в связи с приостановкой поставок на «Маяк» отработанного ядерного топлива с Украины.
Озерская «дочка» «Росатома» официально заявила на своем сайте о намерениях увеличить переработку средне- (с периодом полураспада до 31 года) и низкорадиоактивных отходов.
«ФГУП «ПО «Маяк» начинает прием отработавших закрытых источников ионизирующего излучения собственного производства и производства других предприятий для переработки, кондиционирования, долговременного хранения и передачи на захоронение ФГУП «НО РАО» (с переходом прав собственности и обязательствами по оплате захоронения РАО)»,
– говорится в сообщении предприятия.
Как уточняют в промышленном объединении, речь идет о приеме различного рода деталей и предметов, использующихся в медицине, геологоразведке, сельском хозяйстве и других отраслях. Большинство из них относится к третьему и четвертому классам опасности.
«Источники будут кондиционировать, переводить в безопасное состояние, пригодное для долговременного хранения, а потом передавать НО РАО при готовности их принять»,
– вкратце пояснили в пресс-службе предприятия.
До передачи радиоактивные отходы будут помещены во временные хранилища, где, возможно, проведут около 10 лет. Пункт приповерхностного захоронения РАО емкостью 150 тысяч кубометров, по планам «Росатома», должен начать работу в Озерске к 2025 году. Как сообщала ранее пресс-служба ПО «Маяк», разместить ППЗРО предполагается в районе засыпанного озера Карачай и Старого Болота. Однако окончательное решение о строительстве объекта пока не принято. Проект оценки воздействия объекта на окружающую среду планируется вынести на публичные слушания в Озерске в период с октября по декабрь 2016 года. Пока, по информации источников издания, каких-либо официальных договоров о передаче-приеме отходов между ПО «Маяк» и НО РАО не заключено. Оформление документов вероятно после определения четких сроков строительства объекта, в необходимости которого на градообразующем предприятии не сомневаются. В НО РАО на момент подготовки материала прокомментировать ситуацию не смогли по причине крайней занятости сотрудников.
Национальный оператор уже имеет положительный опыт создания пунктов захоронения. Построенное в Новоуральске хранилище на 10 тысяч кубометров РАО начнет прием отходов 3 и 4 классов опасности с «Уральского электрохимкомбината» в августе 2016 года. Однако данный объект рассчитан исключительно на нужды УЭХК и не предполагает прием РАО с других предприятий. Кроме того, перевозка туда отходов из других регионов выглядит экономически нецелесообразной.
По данным источников издания на ПО «Маяк», одним из условий создания могильника является переработка поступающих туда РАО на градообразующем предприятии Озерска. Промышленное объединение, как ранее сообщал его гендиректор Михаил Похлебаев, к 2020 году намерено нарастить выручку вдвое, в том числе за счет увеличения переработки источников излучения и отработанного ядерного топлива АЭС.
«Что касается приема на переработку и хранение источников ионизирующего излучения, то ключевым в этом вопросе, наверное, является фраза «источники ионизирующего излучения (ИИИ) производства других предприятий». Насколько нам известно, ранее ПО «Маяк» принимало на переработку и захоронение ИИИ только собственного производства, к тому же эксплуатировавшиеся только на территории РФ. Сейчас, видимо, речь идет о приеме всех ИИИ без ограничений. Маловероятно, что снятие ограничений приведет к существенному росту объемов поставок на предприятие отработанных ИИИ. В любом случае финансово это не перекроет поступления ОЯТ из Украины, годовой оборот которого оценивается примерно в 160 млн долларов»,
– отмечает первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Основной статьей дохода для «Маяка» является переработка отработанного топлива АЭС. В частности, в рамках долгосрочных контрактов в 2015 году на градообразующее предприятие Озерска были доставлены облученные тепловыделяющие сборки ВВЭР-440 Ровенской атомной электростанции.
«В соответствии с контрактом продукты деления, содержащиеся в ОЯТ, в ходе переработки будут остеклованы и в виде кондиционированных РАО возвращены на Украину. Поставка облученного ядерного топлива из Украины является доказательством успешной реализации программы по возврату ОЯТ. Несмотря на сложные отношения, которые сложились между нашими странами, сотрудничество России и Украины в области атомной энергетики продолжается»,
– официально сообщала в ноябре 2015 года пресс-служба «Маяка».
Однако из-за неоплаты «Национальной атомной энергогенерирующей компанией «Энергоатом» «Росатом» в настоящее время приостановил ввоз отработанного топлива с территории Украины. Вероятные изменения в связи с этим в работе подразделений ПО «Маяк» на предприятии и в пресс-службе «Росатома» не комментируют.
Кроме того, на планах роста выручки «Маяка» в перспективе может сказаться переход Украины в нарушение контрактов с использования российских топливных сборок производства ОАО «ТВЭЛ» на американские (производства Westinghouse). По сообщениям федеральных СМИ, ранее НАЭК «Энергоатом» обязалась приобретать российское топливо как минимум для 12 из 15 действующих блоков (на Украине 13 реакторов ВВЭР-1000 и два ВВЭР-440). Однако в текущем году из 13 партий топлива 5 планируется получить от Westinghouse. Впрочем, эксперты пока воздерживаются от негативных прогнозов.
«Скорее всего, проблемы с вывозом из Украины ОЯТ временные. Ведь финансирование украинского «Энергоатома» – это не только вывоз отработанного топлива, но и закупки топлива для АЭС. Учитывая, что сейчас на атомную энергетику приходится порядка 50-55% украинского энергобаланса, вопрос с финансированием предприятия становится крайне важным для Украины. Поэтому и с закупкой топлива и с вывозом ОЯТ проблемы, вероятно, будут решены в ближайшее время»,
– заключает Иван Андриевский.