Южная Корея делает ставку на атомную энергетику и готовится построить еще 9 реакторов вдобавок к существующим 25. Сейчас АЭС обеспечивают треть всего энергопотребления страны, но эксперты говорят, что можно довести и до 70%. Тем временем постепенно уходят в прошлое угольные теплоэлектростанции. Чтобы сеульцы смогли дышать таким же чистым воздухом, как европейцы, в правительстве решили закрыть 10 ТЭС.
Так что Южная Корея – на верном пути к лидерству в атомной отрасли. Уже сейчас страна – на шестом месте в мире по количеству работающих реакторов. Хотя есть и серьезное препятствие: с появлением новых реакторов места для хранения отработавшего топлива больше не становится. Сейчас отходы остаются в пределах самих АЭС, но пространство там, конечно, не безгранично. А долгосрочных хранилищ нет – правительство несколько раз пыталось начать строительство, но это не позволяли сделать местные жители.
Выходом из положения могла бы стать переработка ядерных отходов, но она в стране запрещена – по соглашению о сотрудничестве в ядерной сфере с США. Сеул не первый год поговаривает о том, что условия нужно пересмотреть. Их уже смягчили, но совсем незначительно. Как отмечают эксперты, США опасаются, что отступление от ограничений станет негативным прецедентом и даст новый повод КНДР для наращивания ее ядерной программы. А с контролем за этой программой, как известно, все и так очень непросто: МАГАТЭ каждый раз волнуется, даже когда КНДР просто загружает топливо в реакторы.
К тому же, и в Сеуле опять заговорили о том, что неплохо бы обзавестись своей атомной бомбой.
"Мы не можем каждый раз просить зонтик, когда идет дождь. Нам нужен плащ, который мы сможем носить сами",
– так не кто-нибудь, а глава правящей партии Вон Ю Чхоль описал ситуацию после очередного испытания водородной бомбы в КНДР. И, как говорят эксперты, на создание такого оружия Южной Корее нужно всего полтора года. Возможности для обогащения урана есть, а международные запреты и резолюции в критической ситуации могут отойти на второй план.
Конечно, о милитаризации ядерной программы в правительстве Южной Кореи пока не говорят. Но кто знает, как будут развиваться события. Благополучие и безопасность региона, а, может, и всего мира, во многом будут зависеть от степени доверия между руководством двух Корей и обстановки на Корейском полуострове.