Более 1500 тысяч детей, студентов и взрослых стали участниками лекций ученых и популяризаторов науки, мастер-классов, опытов и экспериментов, турниров по настольным и интеллектуальным играм, которые прошли в День российской науки в информационных центрах по атомной энергии.
НАУЧНОЕ АНТИКАЗИНО И НАУЧПОП КОРТ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВОЙ МАРАФОН
В преддверии Дня науки ИЦАЭ Ульяновска вместе со своим партнером — Дворцом книги — устроил для своих гостей настоящий фестиваль игр. «Жирафометр», «Имаджинариум», «Паника в лаборатории», «Таймлайн», «Просто гениально» — эти и другие настольные интеллектуальные игры ждали школьников и студентов. Знания об атомной энергетике гости проверяли в «Атомном миллионере» — аналоге всем известной игры «Кто хочет стать миллионером?» Об открытиях и научных изобретениях участников фестиваля спрашивали в научном брейн-ринге, а проверить логику и решить головоломки различных уровней сложности можно было в заданиях «Умного стола».
«Меня очень увлек формат игр, они хорошо развивают логику. Особенно понравился „Атомный миллионер“, где я узнал много нового про атомную отрасль. Я бы еще раз хотел принять участие в подобном фестивале, выигрывать снова призы, а, главное, развиваться», — поделился своими впечатлениями Авдеев Павел, студент ульяновского техникума питания и торговли.
Любовь Савельева, учитель ульяновской школы № 21, руководитель школьного научного сообщества «Global Science», отметила: «Информационный центр — уникальная площадка для приобщения школьников к науке. Сегодня, как впрочем, и всегда, были интересные вопросы, игры, которые являются подспорьем для учителей, потому что активизируют научный потенциал учащихся».
В ИЦАЭ Челябинска в этот день работало «Научное антиказино» — научная игротека для зарядки интеллекта, развития логики и нестандартного мышления. Среди игр были представлены новинки сети информационных центров по атомной энергии — профриентационные развивающие игры «Атомные дилеммы», «Атомные гипотезы», интеллектуальная игра «Чепухатом». Не меньшей популярностью пользовалась уже полюбившаяся всем лотерея «Физика для чайников». К празднованию Дня науки присоединились партнеры ИЦАЭ — детское объединение «ЧеМодАН» с коллекцией настольных национальных игр народов России. Благодаря им гости центра сыграли в любимую игру Льва Толстова «Бирюльки», познакомились с калмыцкой настольной игрой «Альчики», калмыцкими шахматами и якутской настольной игрой «Хабылык».
Проверить свою эрудицию, разгадывая значение слов в игре «Чепухатом», смогли и гости ИЦАЭ Смоленска на «Научпоп корте», который был развернут для них в течение всего дня в фойе центра. Многие с заданием справились легко, однако с большим удивлением игроки узнали, что гибербатон — это не самый большой батон в мире, а такыр — не казахский кисломолочный продукт.
В игре «Аtom Memory» участники «Научпоп корта» проверили свою память, а развить аналитическое мышление им помогли «Атомные дилеммы». Особый восторг гостей ИЦАЭ вызвало задание собрать на скорость из паззлов картинку атомной станции. Открытием для смолян стало знакомство с современными научно-популярными книгами и журналами в ИЦАЭ, среди которых издания «Наука из первых рук», «Кот Шредингера», «Знание — сила».
В ИЦАЭ Владимира гости центра примерили на себя роли исследователей, решающих проблемы и задачи из разных областей знания. Дошколята исследовали свойства красок, их взаимодействие с жидкостью и изучали собственные отпечатки пальцев на занятии «Лупа» проекта «ФИКСИруй опыт».
Завершился День науки в ИЦАЭ Владимира атомной «кругосветкой» и командной «Своей игрой». На станции «Малый атомный флот» школьники конструировали атомоходы, «Умный стол» стал территорией решения головоломок, на станции «Поэтический батл» участники «кругосветки» сочиняли стихи с «атомными» рифмами, а на станции «История одного изобретения» попробовали себя в роли прозаиков, сочиняя короткие рассказы с заранее заданными словами. На станции «Логика» нужно было решить кроссворд и собрать АЭС из паззлов.
УНИВЕР, КУНСТКАМЕРА ПЕТРА I И ФРАКТАЛЫ
Не менее интересными стали научно-популярные лекции, которые организовали информцентры для своих гостей в рамках празднования Дня российской науки.
Накануне Дня российской науки, в рамках городского проекта «Факультатив», ИЦАЭ Смоленска представил горожанам публичную лекцию кандидата филологических наук Дмитрия Бутеева «Неофициальные топонимы Смоленска». Из лекции слушатели узнали, что по топонимам можно понять отношение местного населения к той или иной постройке. По мнению исследователя, «особый вклад» в современную топонимику вносит молодежный сленг. Так, например, одно из известных кафе города молодежь называет «яшкой».
Отдельный пласт прозвищ — это названия учебных заведений. Многие из них употребляются во многих городах. Например, всем известно народное наименование института культуры — «кулек», или сельскохозяйственного института — «соха», или общее называние университетов — «универ».
А в День науки перед студентами выступил Демьян Валуев, кандидат исторических наук, который рассказал об истории археологической науки и ее развитии на протяжении веков.
По мнению Демьяна Валерьевича, археология — наука относительно молодая. Сначала ее понимали как изучение любых древних остатков. В эпоху Ренессанса возникают антикварии — коллекции древностей. В это время появляются люди, которые начинают критически относиться к найденным материалам. Первым примером серьезных целенаправленных археологических раскопок стали Помпеи. Точкой отсчета археологической науки в России считается указ Петра I о создании кунсткамеры.
Кроме того, аудитория узнала о том, как проходили раскопки Гнездовских курганов под Смоленском, и найденных берестяных грамотах, доказывающих, что в Древней Руси обучали грамоте.
Перед владимирскими старшеклассниками выступил доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой общей и теоретической физики ВлГУ Андрей Малеев: «Вы изучаете геометрию, которую создал Евклид более 2 тысяч лет назад. Между тем существует множество природных объектов, с описанием которых классическая геометрия справляется плохо». Облака и снежинки, поверхность гор и береговая линия, молнии и искусственные электрические разряды, трещины на земле и песчаные дюны, кроны деревьев и прожилки на листьях — все эти объекты довольно сложно отобразить с помощью классических геометрических фигур. С этой задачей успешно справляются фракталы — линии, поверхности и пространственные тела, имеющие сильно изрезанную форму и обладающие свойством самоподобия. «Фракталы — это нелинейные объекты, они занимают промежуточное положение между одномерными и двумерными объектами», — объяснил Андрей Малеев. Это означает, что фрактальные фигуры — змея Госпера, змея и снежинка Коха, салфетка и ковер Серпинского, имеют нулевую площадь. А губка Менгера, представляющая собой фрактальный куб, имеет нулевой объем, так как это не трехмерный объект, а что-то среднее между двумерным и трехмерным. Следовательно, объем воды, который способна впитать такая губка, равен объему самой губки, а ее КПД равен единице. Школьники, услышав о рекордном КПД, тут же предложили оформить патент и открыть бизнес по производству таких губок.
ОТ АЛХИМИИ ДО РОБОТОВ, ИЛИ ТАЙНЫ ХИМИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ
Необычный День науки организовали сотрудники ИЦАЭ Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.
В Нижнем Новгороде ИЦАЭ совместно с Нижегородской государственной областной детской библиотекой провел вторые детские научные чтения. Для школьников отрывки из любимых научно-популярных детских книг прочитали известные в городе деятели науки и культуры. Несмотря на очень разнообразный выбор произведений — от научной фантастики про алхимию и роботов до ставшего уже классикой «Таинственного острова» Жюля Верна — все чтецы сошлись на одном: «Научпоп — это интересно». «Именно благодаря книгам мы все вовлечены в процесс познания мира эмоционально, и это — здорово. Особенно, когда любовь к чтению прививается с детства», — отметил Антон Фортунатов, доктор философских наук, профессор НГУ им. Н. И. Лобачевского.
ИЦАЭ Санкт-Петербурга организовал для школьников, углубленно изучающих химию, экскурсию в лаборатории Санкт-Петербургского государственного технологического института (СПБГТИ). Первой ребята посетили научно-исследовательскую лабораторию молекулярной фармакологиии. Здесь занимаются созданием нового высокоэффективного лекарственного препарата, который мог бы лечить разные виды онкологических заболеваний. Сотрудники лаборатории показали будущим коллегам приборное оснащение и продемонстрировали его работу.
В лаборатории основных процессов энерго- и ресурсосбережения рассказали о роли катализа в нефтеперерабатывающей промышленности, а также о катализаторах нефтехимии. Исследования этой лаборатории нацелены на сохранение исчерпаемых природных ресурсов, а также создание альтернативных энергоресурсов.
ДВА В ОДНОМ
Самый западный из информационных центров по атомной энергии в День российской науки отметил свой день рождения. За семь лет работы ИЦАЭ Калининграда в нем побывало более 153 тысяч посетителей. Популярным среди калининградцев проектом ИЦАЭ стал фестиваль науки «КСТАТИ», который снова пройдет в апреле этого года.
О новых проектах, которые в ближайший год готовит для своих земляков местный ИЦАЭ, рассказал ранним утром на радиостанции «Балтик плюс» руководитель центра Михаил Суханов. А ближе к вечеру, во время чаепития, новые проекты обсудили вместе с педагогами и партнерами с Балтийской АЭС.
Сеть информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) успешно работает в 17 городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Воронеже, Владимире, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском, Мурманске, Новосибирске, Ульяновске, Красноярске, Томске, Челябинске, Калининграде, Саратове, Екатеринбурге, а также в Республике Беларусь и Республике Казахстан. Ее цель — просвещение в области атомной энергетики, популяризация науки.