«Балтийский завод» нанимает около тысячи рабочих по методу аутстаффинга, когда формально работники числятся в другой организации. Городские власти таким подходом недовольны, но на предприятии уверяют, что у завода нет другого выхода
Информацию о закупке услуг по подбору и предоставлению персонала «Балтийский завод» разместил на сайте госзаказа (предприятие входит в государственный холдинг ОСК). Услуга закупается у единственного поставщика - ООО «Невский Подряд». Цена контракта - 20 949 600 рублей. Согласно опубликованному проекту договора, срок оказания услуг - с 1 февраля по 31 октября 2017 года. Также из опубликованных документов можно узнать, что предприятию необходимы сотрудники следующих профессий: оператор станков с программным управлением, фрезеровщик, токарь-карусельщик, слесарь МСР, токарь, токарь-расточник, токарь-валовик, слесарь-лекальщик.
«“Балтийский завод-Судостроение” ежегодно заключает договора с подрядными организациями для поиска и предоставления высококвалифицированного рабочего персонала, - прокомментировали в пресс-службе “Балтийского завода”. - В связи с тем, что ежегодно увеличивается производственная программа предприятия, как следствие - увеличивается необходимость в рабочих. Такие подрядные организации находят для завода рабочих уникальной или узкой специализации/профиля (например, токарь-валовик), которых иногда всего несколько человек в городе».
В пресс-службе отметили, что всего в этом году планируется привлечь порядка 1 тысячи человек.
Как выяснил «Общественный контроль», речь идет о привлечении персонала по методу аутстаффинга, или заемного труда, когда сотрудников набирает сторонняя организация, оформляя их на себя. При этом работают они на предприятии заказчика. Это позволяет предприятию «оптимизировать» трудовые отношения, то есть пользоваться услугами работников, не зачисляя их в штат.
В компании «Невский Подряд» корреспонденту «Общественного контроля» подтвердили, что не трудоустраивают работников непосредственно на предприятия и нанявшийся сотрудник будет числиться за «Невским Подрядом». Кроме того, в проекте договора говорится: «Персонал (трудовые ресурсы) предоставляются Заказчику на период его необходимости в таких трудовых ресурсах для выполнения производственных задач».
Использование заемного труда широко практиковалось на многих предприятиях страны, однако в 2014 году было принято решение закрутить гайки в этой сфере. Дело в том, что права работников, нанятых кадровыми агентствами, соблюдались не всегда.
«Мы знаем, что зачастую работодатели уклоняются от заключения нормальных трудовых договоров с работниками, для того чтобы не выплачивать необходимые пособия, экономить на взносах во внебюджетные фонды, не предоставлять работнику удлиненный отпуск, если того требует специальность»,
- комментировали в Госдуме принимаемые поправки.
Но в итоге полностью запрещать заемный труд не стали. Его по-прежнему можно использовать, но предоставляющие его агентства должны иметь государственную аккредитацию (у «Невского Подряда» она есть), а также соответствовать ряду требований, например - иметь уставный капитал не менее 1 млн рублей. Заемный труд запрещено использовать на вредных производствах или для замены бастующих работников. Зарплаты заемных работников должны быть не ниже, чем у постоянных, и т.д. Поправки вступили в силу с 1 января 2016 года.
Председатель профкома «Балтийского завода» Вячеслав Фирюлин говорит, что использование заемного труда - вынужденная мера. По его словам, это связано с риском срыва контрактов на строительство ледоколов. «Мы не можем работать в нормальном ритме, - говорит Вячеслав Фирюлин, объясняя это проблемами с документацией на размещенные заказы. - Конечно, неудобства есть», - сетует председатель профкома, говоря о приходе «сторонних» работников. Например, по его словам, на всех не хватает раздевалок.
Председатель профкома «Балтийского завода» Вячеслав Фирюлин говорит, что использование заемного труда - вынужденная мера. По его словам, это связано с риском срыва контрактов на строительство ледоколов.
Городские власти политикой аутостаффинга на одном из крупных городских предприятий недовольны. Председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, узнав о контракте от корреспондента «Общественного контроля», пообещал следить за ситуацией.
«Комитет, конечно выступает в первую очередь за трудоустройство в штат, максимально соответствующее интересам работников и предоставляющее им полный набор действующих на предприятии гарантий, в том числе предусмотренных коллективным договором, - сказал он. - Предоставление персонала все-таки соответствует интересам работников в меньшей степени. Также в случае подобной формы обеспечения кадрами часто не в должной мере соблюдается приоритетное право российских работников на занятие вакантных должностей».
«В свою очередь мы уже предлагали Балтийском заводу и готовы предлагать в дальнейшем другие, в полной мере отвечающие интересам работников, формы кадрового обеспечения»,
- добавил Дмитрий Чернейко.
Как известно, в Петербурге существует государственная система трудоустройства безработных граждан, но, например, в банке вакансий городской службы занятости «Общественному контролю» не удалось найти вакансий «Балтийского завода».
Если работы больше не будет
Другую точку зрения озвучил «Общественному контролю» руководитель предприятия, занимавшегося предоставлением персонала на условиях аутстаффинга, попросивший не называть его имени.
«Когда берется какой-нибудь заказ, под него брать штат высококвалифицированных людей абсолютно бессмысленно. Потому что заказ сегодня есть на три месяца».
«Когда берется какой-нибудь заказ, под него брать штат высококвалифицированных людей абсолютно бессмысленно, - рассказал он. - Потому что заказ сегодня есть на три месяца. В штат их брать зачем, если директор завода знает, что через три месяца работы больше не будет? А окладная часть и вся остальная социальная ответственность ложится на предприятие. А просто так человека не уволишь».
Собеседник издания рассказал, что занимался этим бизнесом девять лет и много работал с предприятиями оборонки. Средняя зарплата рабочего, по его словам, составляла около 90 тысяч рублей. «Вот у меня девчонки с юга работали монтажницами по печатным платам, - привел пример предприниматель. - Они приезжали на зимний период и пахали без выходных по три месяца. Они делали план, они заколачивали хорошие бабки и на лето уезжали на свои дачи-огороды».
«У меня токарь на заводе запорол вал, который стоит 150 тысяч рублей, - привел еще один пример собеседник издания. - Мы несли ответственность за это, с нас вычли эти деньги, потому что у нас в подрядном договоре было написано, что мы несем ответственность за невосполнимый брак».