Минфин и Минэкономразвития начали масштабную проверку федеральных целевых программ, которую планируют завершить в конце апреля. По итогам ревизии от дальнейшей реализации неэффективных ФЦП могут отказаться — об этом «Известиям» рассказали два федеральных чиновника.
Как пояснила «Известиям» официальный представитель МЭР Елена Лашкина, предстоит оценить эффективность исполнения государственных программ в прошлом году: будет осуществлена инвентаризация основных параметров ФЦП (целей, задач, показателей и ожидаемых результатов), а также состава подпрограмм и основных мероприятий.
По итогам проверки от части госпрограмм могут отказаться, сообщил «Известиям» осведомленный федеральный чиновник.
Источник «Известий» в Минфине пояснил, что в рамках ревизии будет выработана позиция по целесообразности продолжения ФЦП, либо по необходимости перегрузки мероприятий ФЦП в госпрограммы, либо по объединению ФЦП, либо по досрочному прекращению программы. То есть возможны четыре исхода.
— Если госпрограмма выходит слишком длинной, то, очевидно, она плохо управляема, — резюмировал он.
Проверка ФЦП нужна и для того, чтобы сформировать их финансирование на 2018–2020 годы. Бюджетный процесс начинается именно с оценки эффективности госпрограмм.
— Если анализ исполнения госпрограммы докажет ее неэффективность, можно будет говорить о целесообразности ее досрочного завершения либо досрочного завершения отдельных неэффективных подпрограмм, — добавила Елена Лашкина. — Одновременно можно предложить увеличить финансирование эффективных программ.
По словам представителя МЭР, сформированные по результатам проведенной работы предложения будут рассмотрены правительством в конце мая в рамках сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм.
Исполнение госпрограмм и ФЦП является предметом повышенного внимания Счетной палаты. Контрольное ведомство по итогам проверки их исполнения в 2015 году пришло к выводу, что 17 из 32 программ неэффективны. При этом еще 12 было невозможно оценить из-за отсутствия фактических показателей. Как отмечала глава СП Татьяна Голикова, сложилась ситуация, при которой распорядители «творчески» подходят к программам, редактируя их по мере исполнения.
В прошлом году 144 млрд рублей, выделенных бюджетом на эти программы, оказались невостребованными. Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений обнаружился по программам «Развитие транспортной системы» (33,8 млрд), «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (30,7 млрд), «Социальная поддержка граждан» (11,2 млрд), «Развитие здравоохранения» (9,4 млрд), «Экономическое развитие и инновационная экономика» (9,1 млрд).
Эксперт Центра исследования бюджетных отношений Владимир Михеев считает, что отказываться от целых ФЦП по итогам проверки одного года не стоит, ведь многие из них являются долгосрочными и ориентированы на достижение целей на длинном горизонте.
— Нужно отказаться от того, чтобы пересматривать госпрограммы каждый год под планируемый бюджет, — уверен эксперт. — Из-за этого у курирующих программы министерств нет четких ориентиров. Сначала программы переделываются под бюджет, потом под поправки, этот процесс бесконечный, никто из исполнителей не может быть уверен в финансировании. Система реализации госпрограмм с таким большим количеством корректировок неправильна.
Сегодняшняя методика оценки эффективности ФЦП является наследием «тучных» лет, когда не стояло вопроса об отдаче вложений до копейки, напоминает исполнительный директор юридической компании HEADS Consulting Никита Куликов. Текущее определение сметы расходов далеко от совершенства, признает он.
— Административные расходы по госпрограммам сами по себе являются достаточно серьезной проблемой, — говорит эксперт. — Например, реализацией «Программы развития Калининградской области» занимаются параллельно Минэкономразвития, Минэнерго, Минкультуры, Минздрав, Минобрнауки, Минсельхоз, Россвязь, Росавтодор, Минрегион, Минспорт и даже Росархив. И все они несут административные расходы.