В начале 2017 года в маленьком швейцарском городке был подписан многомиллионный контракт между немецкой компанией GNS и АЭС «Гесген» на разработку и изготовление транспортных и двухцелевых контейнеров типа CASTOR.
Два года назад, в 2015 году Госкорпорация «Росатом» в лице компании Nukem Technologies тоже участвовала в этом тендере. Было представлено два вида контейнеров: контейнер на базе ТУК 137 – TUK-S и контейнер на базе ТУК-141О-TUK-PWR.
Корпус ТУК 137 - металлический, сборочно-сварной конструкции. Корпус ТУК 141О цельнолитой, выполнен из чугуна с шаровидным графитом.
Наши ТУКи, к сожалению, не победили в финале конкурентной борьбы. Однако то, что контракт был заключен на поставку контейнера CASTOR, который как и ТУК-141О изготавливается по технологи литья из чугуна, доказывает востребованность на европейском рынке обращения с ОЯТ, эффективность и безопасность ТУКов с литым корпусом из чугуна.
Чугун с шаровидным графитом не уступает стали по прочности, а при производстве позволяет экономить время на изготовление и дешевле за счет цены на чугун.
На сегодняшний день проект ТУК-141О, представляемый АО ФЦЯРБ, имеет полный комплект технической документации для серийного производства. Изготовлен опытно-промышленный образец. Получены сертификаты-разрешения на конструкцию и на перевозку в нем ОЯТ.
В марте 2016 года были успешно проведены приемочные испытания ТУК-141О, а уже в апреле - технологические испытания на энергоблоке №1 Калининской АЭС, включающие проверку работоспособности оборудования и оснастки для обращения с ТУК-141О при проведении штатных транспортно-технологических операций, в том числе при загрузке-выгрузке имитаторов ОТВС ВВЭР-1000.
26-28 декабря 2016 г. успешно проведены технологические испытания ТУК-141О (контейнера) и ТК-У-141 (транспортера) на ФГУП «ПО «Маяк».
На сентябрь-октябрь 2017 г. запланирован опытный вывоз ОЯТ ВВЭР-1000 с Балаковской АЭС на ФГУП «ПО «Маяк» в ТУК-141О на переработку, после чего ТУК-141О может быть внедрен на всех действующих энергоблоках АЭС ВВЭР-1000.
Помимо модернизации российского контейнерного парка, ТУК 141О вполне может стать в будущем базовой моделью для использования при обращении с ОЯТ АЭС российского дизайна, сооружаемых за рубежом.