Российские ученые-ядерщики заинтересовались уникальным проектом белорусских коллег. Те создали мобильнуюмини-АЭС, которую за короткое время можно развернуть практически в любой точке мира.
Проблема только в том, что ее свернули. После Чернобыльской катастрофы на волне страха перед атомом, почти все, что было сделано, уничтожили. Сейчас приходится восстанавливать по крупицам.
Уникальный комплекс — мобильная атомная электростанция «Памир», уже прошедшая полевые испытания, была уничтожена 30 лет назад. Макеты в музее — это все, что осталось от проекта. Фактически, именно под эту задачу был создан отдельный ядерный институт. Путь — от эскизов до действующих образцов тогда занял 20 лет. На мобильную АЭС работал весь Союз, больше сотни предприятий.
Проект действительно был прорывной, уникальный и, как говорят сами разработчики, «экзотический». Взять хотя бы 3 ЭВМ, которые обеспечивали безопасность, система была полностью автоматизирована, поскольку по требованию военных обслуживать этот мирный атом должны были максимум 30 человек. Несколько десятков солдат и пара офицеров. Сейчас в основном все материалы рассекречены, но не полностью.
Святослав Сикорин, заведующий лабораторией экспериментальной физики и ядерной безопаснсоти экспериментальных установок:
«Есть целый ряд ноу-хау. По этой станции их огромнейшее количество просто. Которые, естественно, никому неизвестны. Ну и даже кто пытается взяться за такую разработку, когда продвинется дальше. Это все оказывается совсем непросто».
На полной мощности «Памир» должен был работать три года. В консервации — 10. Всего изготовили два комплекса. Первый штатно отработал в поле. Но чернобыльская трагедия перечеркнула все. На фоне «ядерной истерии» институт получил приказ: проект закрыть, комплексы уничтожить.
Реанимировать мобильный комплекс пытались несколько раз. Даже вели наработки новой АЭС на основе программы космических ядерных установок. Но все заглохло. Белоруссия в одиночку не тянет. Россия, напротив, пытается решить вопрос самостоятельно. Действующий образец Министерству обороны обещали предоставить уже в 2020 году. Но сейчас признаются: нереально. Проект — в стадии бумажной подготовки.
Конюшко Игорь, генеральный директор АО «Инжиниринговая кампания инновационных проектов» Минобороны РФ:
«Идут обсуждения применения различных реакторов. На наш взгляд наиболее эффективный ректор — газоохлаждаемый аппарат. Который наиболее полно отвечает условиям Крайнего Севера».
При условии «фантастического» финансирования, имеющихся наработок и специалистов потребует не менее десяти лет, чтобы построить новую версию. Слишком многое разрушено с распадом СССР. А пока серийно существующего образца передвижной АЭС нет ни у одной страны в мире. Впрочем, США анонсировали в 2026 году появления готовой промышленной модели. Мобильная «ядерная гонка» в самом разгаре.