Недавно созданная компания «Торговый дом «Казакатом»» – дочернее предприятие «Казатомпрома» - позволит компании достичь ликвидности на спотовом рынке урана. Об этом заявил коммерческий директор новой компании Риаз Ризви на проходящей в Торонто (Канада) конференции «Мировой ядерный топливный цикл» (WNFC).
Он пояснил, что в рамках реформирования АО "Казатомпром" было создано торговое представительство «Казатомпрома» в Швейцарии для торговли на спотовом рынке. До своего прихода в «Казатомпром» Ризви работал в сфере энергетического рынка в таких компаниях, как AEP, Constellation Energy, Nufcor и NuCap.
Реформирование Казатомпрома вызвано недостатком прибыльности на рынке. Для реализации программы трансформации компания наняла 40 внешних консультантов.
«Мы должны стать компанией, значительно более ориентированной на клиента. Давно прошли те времена, когда мы могли просто прийти на рынок со своим товаром и люди купили бы его без всяких усилий с нашей стороны. “Казатомпром", которая производит около 30 млн. фунтов U3O8 в год, может полностью контролировать всю цепочку поставок, но не всегда может эффективно использовать своё положение и реагировать на рыночную конъюнктуру. Кроме того гибкость ценообразования является, вероятно, одной из причин, почему нам не удалось выйти на европейские и американские рынки. Наш механизм ценообразования не обязательно совпадает с тем, что на что рассчитывают наши потенциальные клиенты», - сказал Ризви
По словам топ-менеджера, «если мы хотим усилить наши позиции на спотовом рынке, мы должны быть в состоянии действовать быстро и без излишней бюрократии». Он отмечает, что нынешний срок подготовки документации к контрактам составляет 3-4 недели, что является слишком длительным сроком. Решением проблемы может быть переход на систему стандартизированных контрактов, что позволяет участникам рынка совершать сделки очень быстро без большого количества бумажной и организационной работы. Ризви также заметил, что швейцарский офис компании по своему часовому поясу ближе к европейским и американским потребителям, что также внесет свой вклад в повышение эффективности. По его словам, «сегодня на рынке сырья условия диктует покупатель, и поэтому производителям приходится конкурировать друг с другом. Задача для «Казатомпрома» заключается в поисках способов проникновения на рынки Европы и США, где мы пока имеем очень небольшую долю рынка».
«Казатомпром» представил свою «стратегию трансформации» в октябре 2015 года, заявив, что планирует последовать примеру других крупных уранодобывающих предприятий и создать торговый филиал. Умирзак Шукеев, председатель правления Фонда национального благосостояния Казахстана "Самрук-Казына" (который является 100%-м акционером «Казатомпрома»), заявил, что основными целями стратегии является увеличение капитализации компании в 3 раза до 2025 года.
WNFC является ежегодным мероприятием, организованным Всемирной ядерной ассоциацией и американским Институтом ядерной энергетики.