В так называемых ЗАТО - отдельных закрытых административно-территориальных образованиях, а также городах-спутниках при атомных электростанциях заболеваемость населения ВИЧ-инфекцией в 2016 году составила 627 человек на 100 тысяч населения. Это на 7% больше общероссийского показателя. Одним из самых неблагополучных оказался город Заречный Свердловской области – спутник Белоярской АЭС. По данным Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), там получают лечение 513 ВИЧ-инфицированных пациентов. Если соотнести эти данные с численностью населения города, получается, что каждый 36-й его житель - носитель опасного вируса.
Медобслуживание Заречного возложено на ФМБА. Всего в ведении агентства 42 города, в том числе 20 ЗАТО. На втором месте по числу инфицированных среди подведомственных агентству территорий – Димитровград Ульяновской области. В 2016 году здесь проходили лечение 629 жителей, то есть носителем ВИЧ-инфекции оказался каждый 46-й житель. Высокая заболеваемость населения ВИЧ-инфекцией регистрируется также в Озерске Челябинской области (бывший Челябинск-65), Новоуральске Свердловской области (некогда Свердловск-44), Удомле Тверской области (город-спутник Калининской АЭС). В них ВИЧ заражен один из 61-68 жителей. Неблагополучным считается и Снежинск Челябинской области (бывший Челябинск-70) – там носителем инфекции является каждый сотый житель.
– Распространенность ВИЧ-инфекции корректно считать по так называемому аджустированному показателю, который учитывает не только число положительных проб, но и количество проведенных тестов по отношению к численности населения, – пояснил «Известиям» замруководителя ФМБА Андрей Середа. – При его расчете надо использовать много сторонних данных – в частности, данные Росстата, которые предоставляются с некоторой отсрочкой. Поэтому традиционно, с советских времен, мы используем другой – число выявленных случаев на тысячу человек.
Неожиданно высокие цифры по закрытым городам Андрей Середа объясняет тем, что в них хорошо налажена работа по выявлению ВИЧ-инфекций. По мнению замруководителя ФМБА, детальный охват обследованиями в любом регионе страны даст такие же результаты.
– В ЗАТО и наукоградах, которыми мы занимаемся, эти показатели получились высокими, потому что в них живет интеллектуальная элита нашей страны. Если смотреть социальный состав их жителей, то неблагополучных людей оказывается меньше, чем в среднем по России. У нас более дисциплинированные пациенты. А доступность медицинской помощи в закрытых городах выше, чем в регионах, где они находятся, – отметил Андрей Середа.
Высокий уровень пораженности и заболеваемости в бывших ЗАТО наблюдается не первый год: величина разрыва с показателями в целом по стране колеблется (от 4 до 9%), но всегда не в пользу особых территорий. По данным эпидемиологического мониторинга ФМБА, всего на 1 января 2017 года в подведомственных ему городах было зарегистрировано 10 979 человек, зараженных вирусом иммунодефицита. Показатель заболеваемости в 2016 году составил 60 человек на 100 тысяч населения (в 2015 – 58, в 2014 - 55, в 2013 – 49). Все эти годы заболеваемость в целом по стране была ниже, чем в городах, обслуживаемых ФМБА. Так, в 2016-м показатель заболеваемости в России составлял 52 человека на сотню тысяч жителей.
– Если сравнить показатели пораженности ВИЧ-инфекцией в ЗАТО со средними по регионам их расположения, то чаще всего первые окажутся ниже вторых, – пояснил Андрей Середа. – Например, ситуация в городе Сарове более благополучная, чем в Нижегородской области. Хотя, конечно, положение дел с ВИЧ-инфекцией в целом в стране удручающее.
Руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАН Вадим Покровский подтвердил, что высокая степень инфицированности ВИЧ в некоторых закрытых городах может быть связана с общей ситуацией в регионах, где они расположены.
– В Свердловской и Челябинской областях пораженность ВИЧ в целом выше, чем по стране. Это объясняется преобладанием городского населения над сельским (ВИЧ преимущественно поражает городское население). Вторая причина в том, что здесь много моногородов, переживших длительный период безработицы из-за простаивания градообразующих предприятий. В то время довольно сильно распространилось потребление наркотиков, – отметил Вадим Покровский.
По словам академика, в Свердловской области пораженность населения составляет 1,5%. То есть ВИЧ обнаружен у каждого 67-го жителя региона.
В ФМБА также отмечают, что с 2014 года начались перебои в централизованных поставках диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики и лечения ВИЧ. Не выполняются и сокращаются заявки медицинских организаций ФМБА России на ряд базовых препаратов, что привело к нарушению схем лечения, установленных стандартами медицинской помощи, перевод на монотерапию, отмену терапии и к возможному формированию резистентных штаммов.
Структура передачи ВИЧ-инфекции на территориях, обслуживаемых ФМБА, несколько отличается от общей картины по стране: на первом месте половой путь – 50,71%, на втором парентеральный (наркотический) – 39,3%. В целом же по России ситуация сложилась такая: на первом месте наркотический путь (50,9%), на втором – половой (48,5%).
– В тех городах, где в 90-е годы встали заводы, безработица привела к распространению наркомании и, как следствие, росту заболеваемости ВИЧ, – пояснил Вадим Покровский. – В начале двухтысячных годов главным путем передачи инфекции была наркомания (до 90%). Тогда ВИЧ заразились в основном молодые мужчины, которые передали инфекцию своим партнершам. Сейчас половой путь передачи ВИЧ растет. При этом заражение не обязательно становится следствием разнузданного поведения. Типичная схема передачи инфекции для последних лет – серийная моногамия. Например, бывший наркоман заразил жену, а после развода та передала инфекцию своему новому партнеру или мужу.
По словам экспертов, наркотрафик в ЗАТО все еще остается довольно высоким. Наркоманы, как правило, сначала используют чистые шприцы, но постепенно утрачивают адекватность и перестают соблюдать стерильность инъекций.
Андрей Середа уверен, что борьба с ВИЧ – это не только задача врачей, так как процент чисто медицинских путей заражения при современных мерах безопасности минимален. А защита от всех остальные путей заражения – это вопросы социального благополучия, просвещения и личной ответственности людей.
По данным Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, сейчас в России зарегистрировано около 900 тысяч живых ВИЧ-инфицированных граждан. Среди необследованного населения предположительно может быть еще около 400 тысяч ВИЧ-инфицированных.
Пресс-служба Минздрава России сообщила «Известиям», что под диспансерным наблюдением в течение 2016 года состояли 658,1 тыс. лиц с ВИЧ, что на 13 % больше, чем в 2015 г. (581,7 тыс. лиц с ВИЧ-инфекцией). Случаи ВИЧ-инфекции в прошлом году были впервые выявлены у 86,8 тыс. человек.