В научно-исследовательской лаборатории «Управление человеческим фактором» на кафедре «Электронные измерительные системы» разработаны технологии дистанционной неконтактной регистрации так называемых биопараметров человека. К числу таких параметров, в первую очередь, относятся параметры, характеризующие работу сердечно-сосудистой системы человека, его системы дыхания и нервной системы. Наиболее известными из них являются – частота сердечного ритма, давление, частота и глубина дыхания, уровень возбуждения периферической нервной системы. Всего удается измерить около 50 различных параметров, включая ряд специфических, например, таких, как параметры саккад – непроизвольных движений зрачков и скорость реакции на внешние раздражители.
Анализ данной совокупности биопараметров с помощью специализированного программного обеспечения позволяет сделать объективный вывод о текущем функциональном и психоэмоциональном состоянии человека.
Разработанные технологии базируются на обработке акустической и оптической информации видимого и инфракрасного диапазонов в абсолютно пассивном режиме. Это значит, что на человека не оказывается никакого внешнего воздействия. Происходит только регистрация естественного излучения в данных спектрах.
Получаемые таким образом данные о текущем состоянии человека позволяют на новом технологическом уровне решить архиважную задачу повышения безопасности эксплуатации опасных объектов, − к числу которых, в первую очередь, следует отнести АЭС, химические производства и скоростные транспортные средства, − за счет непрерывного мониторинга текущего состояния операторов управления и своевременного выявления лиц с неадекватным поведением.
Кроме того, данная технология позволит повысить эффективность учебных и учебно-тренировочных занятий за счет объективного планирования учебной нагрузки, а также реализации на практике так называемой биологической обратной связи, позволяющей преподавателю осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния каждого обучаемого, а также учитывать эту информацию для комплексной оценки полученных профессиональных знаний и навыков.
Решение последней задачи имеет особую актуальность при обучении людей с физическими недостатками, а также при подготовке иностранных специалистов, для которых русский язык не является родным.
«На кафедре разработан ряд экспериментальных образцов программно-аппаратных комплексов, предназначенных для решения задач данного класса. Выполняемые исследования носят комплексный характер и могут быть отнесены к разряду прорывных», – отметил руководитель проекта, ведущий научный сотрудник М.В. Алюшин.
В настоящее время работы поддержаны грантом РНФ «Снижение риска возникновения и уменьшение последствий катастроф техногенного происхождения за счет минимизации влияния человеческого фактора на надежность и безаварийность работы АЭС и других опасных объектов», а также Министерством образования в рамках конкурсной части госзадания на 2017-2019гг.
За последние три года результаты научных исследований и экспериментальных работ опубликованы более чем в 15 научных статьях, входящих в журналы, индексируемые в наукометрических базах WoS и Scopus. Одной из последних публикаций, посвященных разработке новой образовательной технологии, является статья «Education technology with continuous real time monitoring of the current functional and emotional students' states» // AIP Conference Proceedings, 2017. Vol. 179.