Существует множество методов демонтажа крупногабаритного оборудования: и старая добрая механика (основной недостаток — сложность автоматизации, необходимость присутствия оператора в загрязненной зоне, образование большого количества РАО из смеси металла и воды), плазменная резка (крайне дорогая из-за большого расхода материалов, ограничения глубины реза), гидроабразивная (опять же значительный объем вторичных РАО). Совсем отказаться от классики нельзя, важно грамотно использовать каждый метод в зависимости от обстоятельств.
Ученые ТРИНИТИ предлагают использовать эффективную, безопасную и, главное, очень экологичную замену — лазерную резку.
«Наше решение дает возможность вынести всю инфраструктуру комплекса по демонтажу за пределы загрязненной зоны, что позволит снизить дозовые нагрузки на персонал и повысить эффективность работы в несколько раз, — говорит руководитель проекта Александр Петровский. — Дистанционная лазерная резка сама по себе инновация, но наша установка будет оборудована еще и уникальной системой фильтрации и онлайн-мониторинга отходящих газов и аэрозолей. В нее будет интегрирована система температурного контроля в режиме реального времени. Это дает полный контроль над процессом фрагментации оборудования, обеспечивает дополнительную безопасность для персонала и высокое качество демонтажных работ».
Одно из главных преимуществ лазерной резки — команда операторов может находиться в 300 м от объекта. Работать можно и под водой — на глубине до 100 м.
«Важный аспект, — добавляет Александр Петровский, — для работы на лазерном комплексе нужны всего два-три человека, количество зависит от задачи. Стандартное обучение — 40 часов, это одна рабочая неделя».
В 2022 году в лазерный комплекс добавят недостающие пока системы температурного и аэрозольного контроля. А заодно проведут натурные испытания по фрагментации и демонтажу реального оборудования.
«Спрос на наши лазеры огромный, старые методы перестают справляться с новыми задачами и с экономической, и с технологической точки зрения. Мы вместе с интегратором ведем переговоры с зарубежными заказчиками», — говорит Александр Петровский.