15 декабря 2021

ТРИНИТИ разработает лазерный комплекс для ликвидации аварийных разливов нефти в Арктике

flashnord.com flashnord.com

Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ», входит в «Росатом») до конца 2023 года должен разработать и изготовить опытный образец лазерного комплекса для ликвидации последствий аварийных разливов нефти (ЛАРН) в ледовых условиях Арктики. Об этом свидетельствуют документы, размещенные на сайте госзакупок.

В первую очередь, как следует из технического задания на НИОКР, лазерный комплекс предполагается устанавливать на атомные ледоколы, которые будут работать в акватории Северного морского пути (СМП) и сопровождать суда с грузом углеводородов. «Актуальность работы определяется поставленной правительством РФ задачей по добыче на Арктическом шельфе углеводородных ископаемых с транспортировкой их по СМП потребителям», – отмечается в техзадании.

Требования, которые поставлены перед будущим комплексом: работа при температурах от -50 до +30 градусов Цельсия, эффективность удаления – 90–98%, скорость очистки территории – свыше 50 кв. м в час, максимальная рабочая дистанция – 300 м.

По сравнению с прочими методами удаления разливов нефти (механический, микробиологический, термический) лазерный признан наиболее эффективным для применения в условиях Арктики. Применение лазеров гарантирует дистанционный (до 300 м) поджог и дожигание нефтеразливов в ледовых арктических условиях и позволяет ликвидировать разлив с эффективностью до 98% за сравнительно короткий срок – менее 2 суток. Ранее рассматривался вариант установки подобных лазерных комплексов на вертолеты, однако ограниченные возможности размещения и недостаточное обеспечение комплекса энергопитанием в итоге позволили сделать выбор в пользу ледоколов, тем более что на атомоходах вопрос энергообеспечения решается автоматически.

К 1 декабря 2022 года должен быть изготовлен опытный образец комплекса и все его периферийное оборудование, должны быть завершены лабораторные и стендовые испытания. А еще через год – к 1 декабря 2023-го – он должен быть смонтирован на борту ледокола, проведены испытания комплекса в арктических условиях и он должен быть введен в опытную эксплуатацию.