20 июля в 6 часов утра начальнику смены ПО «Маяк» поступила информация о том, что «на одном из железнодорожных перегонов Озерского городского округа произошло чрезвычайное происшествие. Столкнулись маневровый тепловоз и железнодорожный состав, перевозивший ядерное топливо». Так начались совместные командно-штабные учения на «Маяке» по теме «Проведение аварийно-технических работ по ликвидации последствий аварии при транспортировке специальных грузов». По сценарию учений после столкновения тепловоза и состава из вагона выпали два контейнера, один из которых разгерметизировался, в результате происшествия пострадал сопровождающий специального груза, сообщает Информационная служба ФГУП «ПО «Маяк».
Информация о ЧП была передана в ситуационно-кризисный центр Росатома. По тревоге были подняты специалисты управления хранения, транспортирования и контроля спецпродукции, Специальной аварийной бригады (САБ) ПО «Маяк», аварийно-технического центра ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» (Снежинск), ЦМСЧ №71 и военнослужащие дивизии национальной гвардии. После поступления сигнала на центральный диспетчерский пульт «Маяка» оперативная группа выехала на место «аварии». Личный состав САБ прибыл к месту «аварии» на железнодорожном составе. В специальный вагон были загружены оборудование и технические средства для ликвидации последствий. В это время резервный караул дивизии национальной гвардии провел оцепление района ЧП.
«Основной задачей учений является отработка взаимодействия, организация совместных мероприятий по локализации и ликвидации последствий «аварии», – отметил Сергей Шарабрин, главный физик ПО «Маяк», исполняющий обязанности руководителя оперативной группы САБ. – Участники всех звеньев должны продемонстрировать навыки владения снаряжением, знание техники безопасности и слаженность при проведении работ».
В 13 часов оперативный штаб по ликвидации последствий «аварии» утвердил план дальнейших действий. Михаил Горелов, руководитель САБ ПО «Маяк», прокомментировал ход учений: «Все специальные подразделения уложились по времени в норматив, который установлен с начала поступления сигнала о происшествии до прибытия на место «аварии». На место ЧП также вовремя приехали специалисты АТЦ «РФЯЦ-ВНИИТФ» из Снежинска. Мы оценили ситуацию, передали выполнение работ и место происшествия под их руководство, оформили им вход в зону «аварии» и организовали дозиметрический пункт. Снежинские специалисты развернули пункт санитарной обработки и приступили к ликвидации последствий. Всё идет по плану».
В 16 часов были подведены итоги учений. Отмечено, что все специальные подразделения, принимавшие участие в ликвидации «аварии» и ее последствий, действовали слаженно и профессионально. Результатом учений стала эвакуация опасного груза на промышленную площадку «Маяка», проведение радиационного контроля местности и грунта, подготовка акта о готовности места ЧП к дальнейшему использованию без ограничений.