ЛАЭС обладает всеми условиями для этого: у атомщиков есть здания, в которых после начала вывода первого энергоблока из эксплуатации в 2018 году можно оборудовать боксы для пациентов. В перспективе организовать на базе выводимых из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС «йодные койки» для лечения рака щитовидной железы. Эта болезнь хорошо поддается лечению с помощью препаратов с изотопом йода-131, который производит сама атомная электростанция. Надо отметить, что в России рынок медицинских услуг по «йодным койкам» далек до насыщения.
ЛАЭС впервые в истории атомной энергетики России начала производство в промышленных масштабах изотопа йод-131, необходимого для создания препаратов, которые используются для диагностики и лечения онкологических заболеваний. Кроме йода-131 Ленинградская атомная производит кобальт-60, йод-125, молибден-99 и легирует кремний.
В июле этого года станция отгрузила заказчику - НИФХИ им. Л. Я. Карпова (г. Обнинск) первую партию из шести контейнеров с новым изотопом йода-131. Договор с заказчиком предусматривает еженедельную поставку четырех - шести блок-контейнеров активностью содержимого 70 - 80 Кюри, что позволяет еженедельно выполнить 2 - 3 тысячи процедур по диагностике и лечению онкологических заболеваний.
«У нас есть реакторы, которые могут попеременно облучать материалы, без остановки, - говорит директор ЛАЭС Владимир Перегуда. - Производить изотопы различного назначения нашей станции позволяет уникальная конструкция реакторов типа РБМК, в которых установлены облучательные каналы. В случае с изотопом йод-131 в них помещают капсулы со стартовым природным материалом - двуокисью теллура. Две недели в реакторе, и изотоп йод-131 для производства радиофармпрепарата готов».
Ленинградская АЭС специализируется именно на облучении стартовых материалов. «Период полураспада у полученного изотопа - 8 часов, то есть через 8 часов после выгрузки из реактора активность будет в два раза меньше, поэтому логистика поставок продумана до мелочей, нельзя терять ни минуты», - поясняет начальник отдела радиационных технологий ЛАЭС Евгений Горбунов.
При этом на сегодняшний день в мире наблюдается дефицит мощностей, которые могут облучать мишени и получать радиоизотопы. ЛАЭС является исключением - единственная из всех российских АЭС, она сумела развить радиационные технологии до промышленных масштабов. Наработка радиационных изотопов на реакторах РБМК по праву считается ее ноу-хау.
Начиная с 1992 года Ленинградская АЭС сотрудничает с петербургским Радиевым институтом им. В. Г. Хлопина. Атомщики в кооперации с учеными разрабатывают методики использования радионуклидов в медицине. Сейчас препараты от ЛАЭС обеспечивают проведение до трех тысяч диагностических процедур в год. Кроме йода-131 ЛАЭС производит кобальт-60, который применяется в радиохирургии, а также для стерилизации инструментов.
«Мы достигли значительных успехов в организации производства кобальта-60, отработали технологию и заняли весомое положение на мировом рынке. По данным за 2016 год, Ленинградская АЭС удерживает 30% мирового рынка поставок этого изотопа. Причем потребности в изотопе постоянно растут», - комментирует Владимир Перегуда.
Особого внимания заслуживает и производство на ЛАЭС молибдена-99 (технеция-99m), от поставок которого зависит более 80% всей работы в ядерной медицине. В природе этого изотопа не существует. Один из наиболее распространенных способов его получения - реакторное облучение обогащенного урана-235.
В первую очередь изотоп молибден-99 используется для ранней диагностики онкологических заболеваний. Он безвреден для человека из-за своей низкой активности, имеет малый период полураспада и быстро, через несколько часов, выводится из организма.
Кроме России молибден-99 производят в Бельгии, Франции, Польше, Канаде, Южной Африке. Несмотря на то что США являются очень активным потребителем этого изотопа, сами они его не производят. Их основной поставщик - Канада, которая наряду с Южной Африкой, является одним из ведущих производителей молибдена-99.
К сожалению, российская доля на изотопном рынке очень мала - чуть больше 1%. А если говорить о потреблении вышеупомянутого изотопа, то оно в нашей стране мизерное из-за неразвитой у нас ядерной медицины. Для сравнения: во многих странах исследование крови с использованием радиоактивных изотопов входит в список обязательных процедур при плановом медосмотре. Благодаря этой процедуре анализ облученной капли крови выявляет развитие тех или иных болезней на очень ранних стадиях.
«Сейчас в Петербурге растет число клиник, которые имеют томографы для проведения процедур по диагностике онкозаболеваний. Все они работают на наших изотопах, - отмечает начальник отдела радиационных технологий ЛАЭС Евгений Горбунов. - Мы продаем молибден не по рыночной стоимости, а за те деньги, которые может заплатить комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга. Для нас они не определяющие, можно сказать, здесь больше благотворительности, чем коммерческого интереса».