Для устойчивого функционирования атомной отрасли, причем, вне зависимости от опыта страны в работе с ядерной энергетикой, в рамках Концепции РК по переходу к «зеленой экономике» и госпрограммы индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 годы, ключевое значение имеет процесс подготовки персонала.
Эксперты в очередной раз пришли к такому выводу в ходе обсуждения образовательных, правовых и экономических аспектов функционирования атомно-энергетической отрасли. Эти вопросы поднимались в рамках прошедшей на прошлой неделе в Астане VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы урановой промышленности».
Для Казахстана кадровый вопрос действительно стоит достаточно остро. Не первый год идут разговоры о том, что госполитика Казахстана в атомной сфере должна быть направлена на совершенствование системы профессиональной подготовки и повышение квалификации кадров. Этот же тезис обозначен и в Программе развития атомной отрасли Казахстана до 2020 года, и в ряде других государственных программ, в том числе в Концепции РК по переходу к «зеленой экономике» и программе индустриально-инновационного развития РК на 2015–2019 гг.
В ближайшие годы потребность республики в квалифицированных специалистах может резко возрасти и за счет реализации новых проектов. В стратегическом плане развития страны до 2020 года одной из главных целей в сфере энергетики значится создание вертикально интегрированной компании с ядерным топливным циклом. Это означает, что потребуются десятки специалистов по ядерным реакторам и энергетическим установкам, охране и нераспространению ядерных материалов, электронике и автоматике физических установок.
Не стоит забывать и о возможном строительстве в Казахстане атомной электростанции. По недавней информации, сегодня уже разрабатывается соответствующее техническое задание.
При этом сейчас Казахстан испытывает дефицит квалифицированных кадров, вызванный так называемым «кадровым провалом» в урановой промышленности, случившемся в 1990-х годах. После распада Советского Союза все высшие учебные заведения, которые готовили специалистов для атомной отрасли, оказались за пределами Казахстана. Вплоть до 2000 года потребность рынка в квалифицированных кадрах удовлетворялась, в основном, за счет специалистов, покидавших предприятия атомной промышленности в соседних странах Средней Азии. А молодежь не горела желанием обучаться техническим специальностям.
Сегодня, как отмечают в правительстве республики, в Казахстане имеются все объективные предпосылки для создания и развития атомной отрасли. Наметилась тенденция к интересу казахстанской молодежи к атомной промышленности и науке – отечественные университеты и научно-исследовательские институты, среди которых, например, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева и другие учреждения, ежегодно выпускают молодых специалистов по атомным специальностям.
Вместе с тем, учитывая стремительное развитие современных технологий, эксперты сходятся во мнении – без перенимания мирового опыта и международного сотрудничества Казахстан не в состоянии в достаточном количестве обеспечить свои новые ядерные проекты кадрами соответствующей высокой квалификации.
Справедливости ради надо отметить, что часть работ, выполняемых казахстанскими научными организациями, осуществляется по контрактам с зарубежными партнерами. И одним из главных партнеров Казахстана является Госкорпорация «Росатом», обладающая большим опытом в вопросе подготовки квалифицированных кадров для атомной отрасли. Сотрудничество двух стран в сфере мирного атома развивается по двум основным направлениям: совместной добычей природного урана и работами в области тепловой энергетики и нефтегазового комплекса.
В частности, как отметил заведующий лабораторией прикладного и теоретического материаловедения Института ядерной физики Министерства энергетики РК Сергей Кислицын, в области образования в ядерной сфере Россия всегда являлась традиционным партнером Казахстана.
По его словам, обе страны находятся в очень выгодных условиях, позволяющих готовить уникальных специалистов ядерной отрасли. К ним можно отнести высокий уровень подготовки и профессионализма российских ученых и инженеров – наследников советской школы, – а также уровень развития атомной науки, подкрепленный обширным практическим опытом и единой языковой средой.
Тема подготовки кадров для атомной отрасли обсуждается регулярно. Так во время круглого стола «Формирование человеческого капитала для устойчивого развития атомной отрасли: как пройти по камням и не поскользнуться?», прошедшего в рамках IX Международного форума «Атомэкспо-2017» в июне этого года в Москве, экспертами была высказана одна важная идея. Она заключалась в том, что образовательные программы разных стран (не только России и Казахстана) являются, скорее, взаимодополняющими, нежели конкурирующими.
Директор образовательных проектов департамента управления персоналом ГК «Росатом» Валерий Карезин отметил, что не имеет значения, в какой стране может случиться тот или иной инцидент – он в любом случае отразится на развитии всей мировой атомной отрасли. А безопасность, по словам г-на Карезина, во многом определяется наличием высококвалифицированных сотрудников. Это делает проблему их подготовки всеобщей.
«Я знаю, что у «Казатомпрома» есть хорошие связи с российским университетом МИФИ, и уже реализуется совместная программа магистратуры, по которой учатся более ста студентов из Казахстана. И мне кажется, что это хороший старт для сотрудничества в этой сфере. Я бы пожелал расширить географию сотрудничества и рассмотреть возможность подключения других университетов – Томского политехнического, Уральского федерального университета. Именно они являются целевыми с точки зрения радиохимии, работы с изотопами, урановой геологии», – поделился г-н Карезин своим мнением в беседе с «Къ».
Стоит добавить, что Томский политех и Казахский национальный университет им. аль-Фараби уже ведут совместные исследования, а также имеют опыт сотрудничества в образовательной сфере – реализуют магистерскую программу уровня двойного диплома «Физика конденсированного состояния вещества». А в конце июня этого года вузы подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве в сфере ядерной медицины, технологий космического моделирования и расширения совместной научной работы.
АО «НАК «Казатомпром» также уже имеет опыт сотрудничества с Томским политехом. По словам директора департамента управления человеческими ресурсами «Казатомпром» Ляззат Кожахметовой, в корпорации трудится много выпускников Томского политеха и своей работой они подтверждают высокую квалификацию. А в будущем «Казатомпром» и ТПУ планируют реализовать проект по подготовке конкурентоспособных кадров для национальной атомной компании, начиная с бакалавриата.
Что же касается образовательных проектов «Росатома», они также нацелены на подготовку персонала не только для российских АЭС, но и для стран-партнеров.
По словам Джумбери Ткебучава, первого заместителя генерального директора по корпоративным функциям АО «Концерн Росэнергоатом» (энергетический дивизион «Росатома»), в течение десяти лет компания планирует подготовить для зарубежных партнеров более 11,3 тыс. сотрудников. Для этого на базе Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) планируется создать Техническую академию.
Среди уже реализованных в Казахстане образовательных проектов ГК «Росатом» – Информационный центр по атомной энергии, созданный в 2015 году во Дворце школьников в Астане. Он ведет работу по популяризации науки, инновационных технологий и технического образования среди широких масс населения, в том числе и среди детей, распространяет базовые знания об атомной отрасли, ведет работу с профессиональным научным сообществом.
В республике планируется продолжить укреплять сотрудничество с Россией в области образования и подготовки кадров для атомной отрасли. Например, на базе ВКГТУ им. Д. Серикбаева планируется начать подготовку инженерно-технических кадров по базовым специальностям атомной промышленности, а в качестве преподавателей привлекать, преимущественно, специалистов из ведущих российских вузов: МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИСиС, СПбГТИ и ТПУ.