24 августа 2017

В США ищут виноватых в срыве строительства новых блоков АЭС Ви-Си Саммер

Прекращение работ по строительству блоков №№2/3 АЭС "V.C.Summer" с реакторами AP-1000, о котором было объявлено 31 июля 2017 года, стало предметом разбирательства в генеральной ассамблее (парламенте) штата Южная Каролина (США), на территории которого строились энергоблоки.

Во вторник депутаты верхней палаты пригласили на слушания в законодательном комитете топ-менеджеров компании "SCANA Corp.", основного владельца строившихся блоков. Интерес депутатов понятен - компания рассчитывает вернуть часть вложенных в проект денег за счёт повышения тарифов для потребителей электроэнергии в штате.

О накале дискуссии можно судить по тому факту, что президент SCANA Кевин Марш предпочёл уклониться от участия в слушаниях под предлогом нездоровья. Вместо него компанию представлял старший вице-президент Стив Бирн.

В провале проекта по сооружению двух блоков SCANA обвиняет генподрядчика, компанию "Westinghouse", за всё время так и не передавшую заказчикам окончательную версию графика строительства.

С аргументами SCANA согласны и коммунальные регуляторы штата. "У нас были графики, но ни один из них не был выполнен", - заявил на слушаниях директор этого ведомства Дьюкс Скотт.

Прекращение строительства блоков - неприятный удар для экономики штата. Более 5000 человек потеряли работу, а в тарифах на электроэнергию ещё долго будет сохраняться графа для компенсации расходов на этот проект.

Впрочем, ответственность за последнее обстоятельство несут как раз депутаты. В 2007 году парламент Южной Каролины принял закон, давший SCANA возможность включать в тарифы пункт на строительство ещё до их ввода. Если бы этого закона не было, то SCANA смогла бы вернуть затраченные на строительство средства только после пуска блоков.

Обвинять себя парламент штата не собирается, но и в бесконечных, пусть и заслуженных упрёках в адрес "Westinghouse" не видит смысла ("Мы можем просидеть здесь весь день и ругать "Westinghouse", но это не вернёт потраченные деньги"), поэтому на слушаниях встал вопрос об ответственности и компетентности заказчиков - SCANA и младшего акционера, муниципальной компании "Santee Cooper".

Если будет доказано, что SCANA и "Santee Cooper" принимали по ходу проекта "неправильные бизнес-решения", то им могут запретить взимать компенсацию с потребителей. Постановить так может суд, и соответствующие заявления уже поданы сразу несколькими общественными организациями.