Владельцы строящихся в США энергоблоков с реакторами AP-1000 занимаются поиском новых генподрядчиков, которые могли бы взять на себя завершение строительства, а менеджеры и работники решают свои финансовые проблемы.
За достройку блоков №№3/4 АЭС "Vogtle" могут взяться компании "Bechtel" и "Fluor". В прессе появились сообщения о том, что они готовят свои предложения. Прежде всего, от них требуется оценить, сколько времени и денег им понадобится на завершение работы.
Подготовка предложений сама по себе требует времени. Так, "Bechtel" уже дала понять, что закончит свой вариант предложений не ранее августа 2017 года. В "Fluor" конкретных дат не называют, но речь также, очевидно, идёт о нескольких месяцах.
Дополнительную проблему составляет то обстоятельство, что срок действия временного соглашения между "Westinghouse" и "Southern Co.", основным владельцем строящихся блоков, в соответствии с которым сейчас продолжаются работы на площадке, подойдёт к концу 3 июня 2017 года.
Один раз это соглашение уже было продлено. Если "Southern" не станет останавливать работы по получения предложений от кандидатов в генподрядчики, то компании придётся пойти на повторное продление соглашения с "Westinghouse".
Новых генподрядчиков разыскивает и компания "Scana Corp", основной владелец строящихся блоков №№2/3 АЭС "V.C.Summer". Кроме "Bechtel" и "Fluor", здесь в число претендентов может войти и группа AREVA.
Но до конкурса, формального или неформального, на "V.C.Summer" дело может не дойти.
У компании "Scana" также есть временное соглашение с "Westinghouse". Так же, как и для блоков "Vogtle", это соглашение один раз продлевалось, но, в отличие от "Vogtle", его продлили до 26 июня 2017 года. Именно до этого срока "Scana" намерена принять для себя решение - будут ли блоки достраиваться или проект будет закрыт.
Даже если работы на всех четырёх строящихся блоках будут продолжены (с новыми генподрядчиками), уже сегодня понятно, что графики сооружения вновь сдвинутся. Очевидно, возрастут и сметы.
Владельцев блоков финансовый вопрос, естественно, беспокоит и они занимаются поиском средств.
Так, "Scana" хотела бы получить кредит из госбюджета США. Пока добиться этого не выходит, но шансы компании повысятся, если в её пользу выскажутся депутаты от штатов, у которых есть планы по строительству новых блоков - Флориды, Виргинии, Мичигана, Северной Каролины и некоторых других.
Они могли бы поддержать просьбу "Scana" о кредите, чтобы создать прецедент, которым в будущем смогли бы воспользоваться строители атомных блоков в их штатах.
Менеджеры и работники
Пока владельцы блоков ищут деньги на продолжение проектов, менеджеры и работники решают свои финансовые вопросы.
С определённым негодованием была встречена новость о том, что топ-менеджеры "Southern Company" и входящей в её состав "Georgia Power" были премированы за хорошую работу в 2016 году.
Так, президенту "Southern" Томасу Фэннингу была выплачена премия в размере свыше 2,7 миллионов долларов, в дополнение к его годовой (2016 год) зарплате порядка 1,3 миллиона долларов.
Президент "Georgia Power" Пол Боуэрс был поощрён в размере свыше 1,1 миллиона долларов. Его годовая зарплата в 2016 году составила 721 тысячу долларов.
Недовольство части директоров обеих компаний и ехидные комментарии в местной прессе вызвал, скорее, не сам факт премии, а то, что их вручили, среди прочего, за достигнутый "значительный прогресс" в строительстве блоков №№3/4 АЭС "Vogtle".
В отличие от топ-менеджеров заказчиков, у их коллег из "Westinghouse" настают сложные времена. Компания прекратила выплату пенсий примерно 75 своим бывшим менеджерам.
Попавший под сокрашение Стив Трич, возглавлявший "Westinghouse" с 2002 по 2008 годы, рассказал журналистам, что отказ от выплаты пенсий приведёт к оттоку работников из компании. По его словам, именно ожидание хороших пенсий до сих пор удерживало многих сотрудников от перехода в другие компании.
Между тем, некоторые работники "Westinghouse" сталкиваются с финансовыми сложностями уже сегодня. Продолжается локаут на заводе компании в штате Нью-Гэмпшир, где за воротами оказались 172 работника, состоящих в профсоюзе котельщиков.
В результате локаута и в отсутствии нового колдоговора на заводе, в частности, прекратилось действие медицинских страховок для подпавших под локаут. Поэтому к ежедневным акциям протеста возле завода, помимо самих работников и местных политиков, присоединились и члены семей работников.