Россия готова к сотрудничеству с зарубежными странами по технологиям ядерного топливного цикла на основе реакторов на быстрых нейтронах, предлагая свои технологии и услуги, сообщила журналистам гендиректор АО "Техснабэкспорт" (торговая марка TENEX, входит в "Росатом") Людмила Залимская в кулуарах Симпозиума Всемирной ядерной ассоциации.
"Мы выступаем за сотрудничество с теми странами, у которых есть технологии, по совместному развитию технологий, а с теми странами, которые не имеют этих технологий, мы готовы предложить полный комплекс услуг от поставки топлива до полной отработки топлива и возврата радиоактивных отходов", - сказала она.
Ядерный топливный цикл (ЯТЦ) — последовательность технологических процессов, направленных на получение электроэнергии с помощью ядерных реакций. ЯТЦ начинается с добычи урановой руды и заканчивается утилизацией ядерных отходов. Помимо добычи и переработки урановой руды, он включает обогащение урана, производство тепловыделяющих сборок, выработку электроэнергии на АЭС, обращение с облученным ядерным топливом, включая его переработку, обращение с радиоактивными отходами.
Реакторы на быстрых нейтронах, как считается, имеют большие преимущества для развития атомной энергетики, обеспечивая замыкание ЯТЦ. В таком замкнутом цикле за счет расширенного воспроизводства ядерного "горючего" в реакторах-размножителях на быстрых нейтронах (бридерах) можно будет существенно увеличить топливную базу ядерной энергетики, а также появится возможность значительно сократить объемы радиоактивных отходов благодаря "выжиганию" опасных радионуклидов. Россия, как отмечают эксперты, занимает первое место в мире в технологиях строительства "быстрых" реакторов.
По мнению специалистов, блоки с "быстрыми" реакторами целесообразно эксплуатировать не сами по себе, а в двухкомпонентной системе — в сочетании с реакторами на тепловых нейтронах, составляющих основу современной мировой атомной энергетики. Ключевым этапом замкнутого ЯТЦ является переработка ОЯТ с целью выделения - урана и плутония для изготовления новых партий топлива.