Проведение корпоратизации НАЭК «Энергоатом», что предусмотрено гарантийным соглашением между Украиной и ЕБРР, требует разработки специального закона, который будет учитывать все особенности функционирования Энергоатома как предприятия атомной энергетики. Такой вывод содержится в отчете о результатах анализа и оценки важнейших аспектов процесса корпоратизации Энергоатома, подготовленном консорциумом компаний Deloitte&Touche LLC и IMEPOWER в рамках выполнения проекта «Украина: Энергоатом – устойчивое корпоративное развитие», финансирование которого происходит за счет фондов технического сотрудничества ЕБРР. Результаты первого этапа проекта были презентованы 11 октября в Киеве.
Открывая мероприятие, президент Энергоатома Юрий Недашковский подчеркнул, что потребность в корпоратизации ГП НАЭК «Энергоатом» обусловлено не только обязательствами Украины перед ЕБРР, но и насущной необходимостью усовершенствовать деятельность Компании. «Корпоратизация позволит расширить возможности Энергоатома в сфере международного сотрудничества, благодаря повышению его инвестиционной привлекательности», ‒ отметил Юрий Недашковский. Он напомнил, что «Энергоатом» является последним в мире оператором атомных электростанций, который остается в форме унитарного государственного предприятия.
В свою очередь, презентуя отчет, эксперты Deloitte&Touche LLC и IMEPOWER отметили, что эффективное проведение корпоратизации НАЭК «Энергоатом» возможно лишь при условии принятия специального закона, который будет учитывать особенности создания и дальнейшей деятельности акционерного общества НАЭК «Энергоатом». В частности, упорядочение отношений, обеспечение условий дальнейшего использования акционерным обществом имущества, которое не подлежит приватизации.
Настоятельную потребность в разработке такого закона консультанты объясняют парадоксальностью ситуации, что сложилась на законодательном уровне вокруг корпоратизации НАЭК «Энергоатом». Ведь, с одной стороны, по существующим международным обязательствам Украины, НАЭК «Энергоатом» должна быть корпоратизирована, и законом Украины разрешена такая корпоратизация. Но, как подчеркивают специалисты, на сегодня в Украине в соответствии с Законами «О приватизации государственного имущества», «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» и «Об управлении объектами права государственной собственности», имущество «Энергоатома» не может быть передано в собственность в уставный капитал акционерного общества НАЭК «Энергоатом». В том числе и то имущество, которое обеспечивает осуществление основной хозяйственной деятельности предприятия,
Следовательно, в случае создания акционерного общества «Энергоатом» согласно существующего порядка и применения режима использования им государственного имущества на праве хозяйственного ведения, 97% имущества будет безвозмездно использоваться созданным хозяйственным обществом для получения прибыли, а относительно небольшой размер уставного капитала, по отношению к общей стоимости государственного имущества, которое будет учитываться на балансе общества, не будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности предприятия.
Кроме того, при применении такого подхода, консультанты прогнозируют получение отрицательного значения размера уставного капитала, что делает невозможным государственную регистрацию нового акционерного общества. Однако, необходимо учитывать, что согласно международных обязательств принятие Украиной всех необходимых мер для корпоратизации ГП «НАЭК «Энергоатом» должно происходить при условии неуменьшения размера уставного капитала предприятия.
Консультанты обращают особое внимание на то, что неотъемлемой и необходимой составляющей хозяйственной деятельности «Энергоатома» является использование ядерных материалов, которые согласно Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» являются исключительно общегосударственной собственностью.
«Если корпоратизация ГП «НАЭК «Энергоатом» будет происходить согласно существующего порядка, «акционерное общество «НАЭК «Энергоатом», как правопреемник ГП «НАЭК «Энергоатом», будет стороной контрактов на приобретение ядерных материалов и, осуществляя оплату их стоимости, будет приобретать право собственности на имущество, которое может находиться исключительно в общегосударственной собственности», ‒ объясняют в Deloitte&Touche.
«Необходимость реформирования системы управления государственными предприятиями в Украине обусловило недавнее внесение изменений в законодательство со введением наблюдательного совета как органа управления государственного предприятия. В условиях идентичности органов управления государственного предприятия и акционерного общества первоочередным становится вопрос имущественных отношений в отношении имущества, которое не подлежит приватизации», ‒ отмечают авторы отчета.
Консультанты отмечают, что НАЭК «Энергоатом» имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства и урегулирование правовых коллизий, которые делают невозможным эффективную корпоратизацию предприятия, соответственно, относится к стратегическим интересам государства. В Deloitte&Touche убеждены, что на законодательном уровне должен быть установлен особый правовой режим использования имущества, запрещенного к приватизации, публичным акционерным обществом, созданным в процессе корпоратизации НАЭК «Энергоатом».
В ходе дискуссии, старший банкир Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Ольга Еремина отметила необходимость формирования независимой модели управления Компанией. «Итогом корпоратизации должно стать достижение компанией независимости в принятии экономических и хозяйственных решений в интересах Энергоатома и в рамках стратегии его развития. Это особенно важно в контексте внедрения в Украине новой модели рынка электроэнергии», ‒ убеждена представитель ЕБРР.
Ольга Еремина считает, что результатом корпоратизации Энергоатома будет освобождение Компании от необходимости в своей инвестиционной деятельности согласовывать каждый шаг с государством.
Представитель ЕБРР также отметила, что принятие специального закона о корпоратизации НАЭК «Энергоатом» позволит эффективно преобразовать госпредприятие в акционерное общество.
Подводя итоги дискуссии, эксперт Deloitte&Touche, руководитель проекта «Украина: Энергоатом – устойчивое корпоративное развитие» Тарас Серый отметил: «К сожалению, сегодня в государстве нет стратегического видения, что делать с Энергоатомом в будущем, как развивать Компанию. Сформировать такое видение и является нашей общей следующей задачей».