На площадке сооружения станции замещения Курская АЭС-2 появляется всё больше оснований считать, что главная производственная задача года – начало армирования фундаментной плиты реакторного здания – будет выполнена в срок
В свою очередь, это ключевое событие нынешнего года, намеченное на декабрь, подготовит укладку «первого бетона» в фундамент.
«Первый бетон» запланирован в соответствии с Директивным графиком сооружения энергоблока №1 Курской АЭС-2 на май 2018 года. С этого момента начнётся основной период сооружения этого энергоблока. Физический пуск его намечен в ноябре 2022 года, энергоблока №2 – в ноябре 2023 года.
Курская АЭС-2 – флагманский проект атомной отрасли. ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный и информатизированный энергоблок технологии ВВЭР) отвечает современным российским и международным требованиям безопасности, обладает более длительным сроком службы и большей установленной мощностью по сравнению с реакторами действующей АЭС.
Блоки с ВВЭР-ТОИ – экспортный продукт нашей страны, свидетельство её высокого научного и технологического развития. Новые блоки – более мощные, в них использованы новейшие технологии безопасности и эффективности. Они придут на смену действующим энергоблокам Курской АЭС и будут работать практически до конца ХХI века.
Блоки ВВЭР-ТОИ предназначены, в том числе, и для строительства за рубежом. «Росатом» имеет самую крупную в мире программу строительства АЭС и, чтобы заключить контракты с потенциальными зарубежными заказчиками, необходимо в короткие сроки ввести в эксплуатацию такой же реактор внутри страны. Это и запланировано на Курской АЭС-2.
В настоящее время завершена укладка бетона в так называемую «подбетонку» – бетонную подготовку под фундаментную плиту реакторного здания энергоблока №1. Всего на площадку размером 77 на 83 метра уложено 710 кубометров бетона.
Работы начались после того, как 23 октября под основное здание энергоблока была сформирована песчано-гравийная «подушка» объёмом более 630 тысяч кубометров смеси. Она является основанием возводимого на этом месте объекта. Специалисты провели необходимые проверки её на плотность и устойчивость к деформации и приступили к выполнению следующих технологических задач.
По мере устройства подбетонки строители разместили под неё датчики автоматизированной системы контроля напряжённо-деформированного состояния (АСК НДС), которая будет фиксировать давление на грунт от возводимого здания. АСК НДС – это никогда не дремлющий страж устойчивости и надёжности здания.
Работы по «подбетонке» выполняли специалисты ООО «Трест Росспецэнергомонтаж» – субподрядной организации, законтрактованной на выполнение всего комплекса общестроительных работ по реакторному зданию. Специалисты её имеют богатый опыт сооружения атомных и тепловых станций России и ближнего зарубежья.
Помимо укладки «подбетонки», на площадке первого энергоблока продолжается формирование песчано-гравийной подушки в основание других объектов – здания турбины и вспомогательного реакторного здания, выполняются другие работы.
Для создания песчано-гравийных «подушек» используется песок из месторождения у д. Липино Курской области. Разведанные здесь запасы полностью покроют потребности сооружения не только первого и второго энергоблоков, но и в дальнейшем энергоблоков №3 и №4 Курской АЭС-2. В песчаном карьере, затем при доставке на площадку и при укладке организован входной контроль качества песка. Материалы, не соответствующие требованиям качества, к засыпке не допускаются.
На площадке создаётся необходимая инфраструктура. До конца текущего года на стройплощадке станции замещения Курская АЭС-2 планируется также завершить работы по сооружению подстанции 330/10 киловольт (кВ). Подстанция будет обеспечивать электроснабжение строительных работ и объектов строительной базы.
Закончено сооружение пролётов железнодорожного моста и подъездных путей на стройплощадку. Благодаря этому теперь появится возможность доставлять материалы на правый берег реки Сейм, на территорию стройбазы.
Автомобильный мост уже построен, и его пуск значительно улучшил транспортное сообщение между населёнными пунктами Курчатовского района. Кроме того, в этом году будут проведены реконструкция и ремонт пяти автомобильных дорог общей протяжённостью 17,5 км, необходимых для строительства станции замещения. Эти и другие вопросы находятся на постоянном контроле оперативного штаба по сооружению Курской АЭС-2.
Строительство станции замещения подтверждает репутацию «Росатома» и «Росэнергоатома» как важнейших инвестиционных доноров в регионах своего присутствия и конкретно в Курской области. С 2013 года и по настоящее время на объекте освоено порядка 13 млрд. рублей.
План 2017 года по освоению капитальных вложений – 16,5 млрд. рублей, в следующем предстоят расходы в размере порядка 22 миллиардов. Самые большие средства заложены на 2019 и 2021 годы – по 37 млрд.