За последнее время никаких инцидентов, отклонений от нормальной эксплуатации ФГУП ПО «Маяк», которые могли бы привести к какому-либо выбросу какого-либо радионуклида, не происходило. Об этом в среду, 13 декабря, заявил советник генерального директора ФГУП «ПО «Маяк» по науке и экологии Юрий Мокров, отвечая на вопросы журналистов издательского дома «Гранада Пресс» в Челябинске.
Мокров рассказал, что рутений-106 — это искусственный радионуклид, продукт работы ядерных реакторов. По его словам, естественно, что «Маяк» по роду и по ходу своей деятельности каждый день встречается с этим материалом, как и с сотнями других; с конца 1948 года и все это время в каких-то минимальных количествах этот радионуклид поступает в окружающую среду с естественными выбросами.
«У нас есть документы, которые регламентируют радионуклиды. Есть разрешения на эти выбросы. Но реальные выбросы в сотни раз ниже допустимых. Они настолько ничтожны, что мы их можем увидеть только в трубе и нигде больше», — отметил Мокров.
По его словам, присутствие рутения «Маяк» обнаружил в начале октября. Причем значения были настолько далеки от значимых, что поначалу этому не было придано никого значения.
«И только после начала информационного шума, когда стали показывать пальцем на «Маяк», мы снова провели анализ, включая анализ всего технологического оборудования нашего предприятия», — рассказал представитель «Маяка».
В конце концов, по его словам, специалисты химкомбината пришли к выводу, что речь может идти о так называемом «транзитном» присутствии этого материала.
«Мы также обратили внимание, что следы были зафиксированы практически день в день на обширной территории Евразии — от Франции до Урала. Потом стало известно, что рутений был обнаружен еще и в Сибири, и в Казахстане. Представить себе, что в течение суток могло произойти загрязнение такой большой территории, практически невозможно», — отметил Юрий Мокров.
Эксперты пришли к выводу, что источником рутения-106 на Южном Урале стал упавший спутник
Второй аргумент в пользу этой версии, по его словам, заключается в практически одинаковых значениях замеров присутствия радионуклида. Это невозможно, потому что иначе бы в эпицентре было бы запредельное загрязнение, но такого эпицентра никем не обнаружено, подчеркнул Мокров. В том числе по этой причине была исключена и версия о том, что источником загрязнения стало какое-то предприятие по переработке бытового или промышленного мусора, куда теоретически случайно могло поступить сырье, содержащее радиоактивные материалы.
Мокров уточнил, что весь инцидент произошел с 25 сентября по 4 октября. За 10 дней жители Урала получили такую же дозу облучения от рутения, которую они получают за 10 минут своей жизни от естественных источников радиации, подчеркнул представитель «Маяка».