На энергоблоке №3 Ривненской АЭС в рамках Комплексной сводной программы повышения безопасности энергоблоков АЭС (КСПБ) начата реализация проекта «Внедрение системы принудительного сброса давления из системы герметичного ограждения (СГО) реакторной установки».
Данное мероприятие финансируется за кредитные средства ЕБРР/Евратом на шести атомных энергоблоках Украины: блоках №3, №4, №5 Запорожской АЭС; №1 Хмельницкой АЭС; №3 Южно-Украинской АЭС; №3 Ривненской АЭС. По результатам конкурсных торгов поставщиком оборудования (элементов) системы принудительного сброса давления стало АО «Skoda JS» - отдельное подразделение чешской компании Skoda, которая работает в сфере ядерного машиностроения.
Предусмотрено предоставление чешской компанией технической документации, изготовление, проведение заводских приемочных и приемо-сдаточных испытаний, поставка, участие во входном контроле, пусконаладочных испытаниях на площадке АЭС (шефмонтаж и контроль при отладке), участие в предварительных комплексных испытаниях в составе ядерной установки до введения в опытную эксплуатацию, участие в приемочных испытаниях в составе ядерной установки до введения в промышленную эксплуатацию, специальную подготовку персонала электростанции и гарантийное обслуживание оборудования в течение гарантийного срока.
На этой неделе, на площадке Ривненской АЭС состоялось учредительное совещание по реализации данного проекта с участием специалистов действующих АЭС Украины, а также представителей чешской стороны и технических консультантов. Концепцию системы принудительного сброса давления (СПСД) и СГО представили менеджер «Skoda JS» - куратор коммерческой части проекта Ян Умпрехт, гендиректор ООО «Энергобезопасность Групп» Вадим Иванов, руководители проекта Елена Логвина и Андрей Андрейчук, ответственный за разработку Отчета по анализу безопасности и расчетных обоснований Олег Кочарьянц.
Система принудительного сброса давления из СГО разработана на основе технологии французской компании AREVA, которая действует на 50-ти энергоблоках мира и объединяет в своей концепции два метода фильтрации - «мокрый» (1 стадия) и «сухой» (2 стадия). Эффективность такой технологии доказана годами исследований и испытаний, в том числе независимыми международными тестами. Во время учредительного совещания руководитель проекта Елена Логвина отметила, что благодаря двухступенчатой очистке обеспечивается высокая эффективность содержания аэрозолей, а также исключается опасность забивания и оплавления аэрозолей в металло-волоконном фильтре.
В ходе совещания обсуждалась принципиальная электрическая схема СПСД, в том числе необходимость установления предохранительного клапана на линии подачи азота, алгоритм работы арматуры, варианты дренирования газоочистной жидкости из «скруббер Вентури» после аварии, место установки бака подготовки химических реагентов, согласование установленного давления срабатывания предохранительного клапана на линии сброса давления, классификация элементов СПСД по классу безопасности. Также, по результатам обходов, обсуждены маршрут транспортировки составных частей системы. Среди спорных вопросов - условия исполнения договора в части поставки элементов оборудования. Как отметил начальник реакторного цеха №2 РАЭС Юрий Емельянов, через габаритные размеры скруббера его планируют монтировать частями, поэтому, по мнению атомщиков, сбор оборудования на месте, как полноценной единицы, должен проводиться непосредственно компанией-производителем. В целом, результаты учредительного совещания занесены в общий протокол.
На Ривненской АЭС введение новой системы в опытную эксплуатацию запланировано в следующем году. Электростанция станет пилотной площадкой внедрения данной системы, что будет качественно способствовать повышению уровня безопасности энергоблока №3.