Парты составлены кругом, на столах – ноутбуки, школьники, как настоящие исследователи, познают новую тему урока, строят догадки, выводят закономерности. Педагог учит их инженерной мысли, научному подходу… В глазах ребят – неподдельный интерес и радость от новых открытий. Так проходит обычный урок в необычном для российских школ атомклассе. Собственный образовательный кластер на базе школы №3 Десногорска в 2015 году открыли Росатом, «Росэнергоатом» и Смоленская АЭС. Здесь реализуется первый этап подготовки будущих специалистов для отрасли.
В городах присутствия атомной энергетики создано 26 подобных атомклассов для углубленного изучения физики и математики. Они оснащены современными лабораторными и демонстрационными приборами, цифровым лабораторным оборудованием с ноутбуками, установками вузовского уровня. Но у десногорского есть отличительная особенность – модульная мебель: можно свободно трансформировать рабочее пространство, формировать творческую атмосферу. Все это – для того, чтобы учебный процесс был более эффективен, школьники создавали собственные исследовательские проекты, участвовали в метапредметных олимпиадах, специализированных конкурсах. У будущих инженеров есть все шансы побывать на профильных сменах Всероссийского центра «Орленок», «атом-встречах» и других мероприятиях «Школы Ростаома» для талантливых и одарённых детей.
– Возможностей много, главное, чтобы у детей было желание, – говорит руководитель атомкласса, учитель математики Ольга Износова. – Конечно, и роль педагогов большая – заинтересовать, влюбить детей в свой предмет, проводить занятия нестандартно, уйти от традиционных уроков. А в атомклассе по-другому и невозможно работать. На подготовку к занятиям требуется очень много времени, но цель оправдывает средства.
Из первого выпуска атомкласса – в 2017 году – треть ребят выбрали профессии, связанные с атомной энергетикой. Шестеро поступили в ведущие профильные вузы – в Москве, Смоленске, Обнинске, Брянске.
Сейчас из учеников двух предпрофильных 9 классов формируется второй набор.
– Мы хотим расширить программу обучения. Она будет ориентирована на профильную подготовку не только по физике и математике, но и по химии, биологии, информатике, – делится планами Ольга Износова. – Углубленное изучение этих предметов поможет ребятам при обучении в технических вузах, расширит перечень востребованных в отрасли профессий, которые они могут выбрать.
Как показывает диагностика, проведенная в школе №3, в технические университеты идет, как правило, немного ребят – процентов 30. Чтобы увеличить этот показатель, решено поэтапно вводить программы обучения атомкласса с начальной школы. Для 4-классников уже начали проводить внеурочные занятия по информатике – индивидуальные и групповые. Получаемые здесь знания пригодятся в дальнейшем.
– Ребята изучают прикладные компьютерные технологии, базовые программы Microsoft Office, мультимедийные приложения, учатся составлять презентации, рефераты, рабочие календари, – рассказывает руководитель кружка по информатике, учитель химии Елена Нестерова. – Так как детям предстоит участвовать в проектной деятельности, они заранее учатся правильно оформлять проекты.
Занятие с учениками начальной школы в атомклассе помогает педагогам выявлять тех, кто склонен к техническим наукам, способствовать их развитию, а позже – готовить к зачислению в профильный класс.
По мнению Ольги Износовой, в идеале проект «Атомкласс» должен представлять собой цикл: школа – вуз – Росатом.
– Получив серьезную основу по профильным предметам в атомклассе, дети должны поступать в отраслевые вузы и возвращаться в родной город, работать на АЭС или другом предприятии Росатома, – считает она. – Свой талант и знания им необходимо применять в отрасли, при поддержке которой развиваются наши атомные города. В планах – начать сотрудничество с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ». У него есть замечательная заочная школа. Когда будет сформирована новая группа атомкласса, мне бы хотелось поступить с ребятами в эту школу. Уверена, это даст им большой импульс для развития.