В ставшем недавно достоянием СМИ новом «Обзоре ядерной политики» США, утверждение которого должно состояться в самое ближайшее время, одним из направлений совершенствования стратегических ядерных сил Соединенных Штатов заявлено создание баллистической ракеты лодочного базирования «Трайдент II» в варианте с ядерной боевой частью малой мощности.
Цель создания такого оружия, как заявил британской газете Guardian бывший старший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вулфстал, – сдерживание России от использования тактических ядерных боезарядов в гипотетическом вооруженном конфликте в Восточной Европе. Впрочем, в реальности, как показывает исторический опыт, такое решение, напротив, способно привести к раскручиванию спирали гонки ядерных вооружений со всеми вытекающими из этого последствиями.
«Трайдент II» – это межконтинентальная баллистическая ракета, которой сегодня вооружены 14 американских атомных подводных стратегических ракетоносцев типа «Огайо». Варианты оснащения ракеты: 8 боеголовок типа W88 мощностью по 475 кт или 14 типа W76 по 100 кт. Как видим, оружие более чем грозное. Так зачем же уменьшать мощность зарядов, особенно если ракета будет нести одну боевую часть? Это все равно что в боекомплект новейшей 155-мм гаубицы ввести выстрел с чугунным ядром – убить может, но эффективность падает более чем на порядок. Глупость? Нет. Подобное уже имело место 60 лет назад.
С 1945 года США грозили СССР нанесением ядерных ударов по десяткам крупных городов. Один за другим принимались на вооружение сверхдальние стратегические бомбардировщики: B-36 в 1948 году, В-47 – в 1949 году, В-52 – в 1955-м. Росла и мощность авиационных бомб: 1945 год – Mk1 на 15 кт, 1952 год – W5 на 81 кт, 1954 год – W17 на 20 Мт. Но вот 25 мая 1953 года на пустынном Французском плато в штате Невада было проведено испытание огромной 280-мм полустационарной пушки Т-131, внешне напоминавшей орудия Первой мировой войны. Раздался выстрел, и через 25 секунд пустыня осветилась ярчайшей вспышкой, затмившей солнечный свет, а еще через мгновение к небу стало подниматься грибовидное облако. Впервые в истории человечества был произведен выстрел ядерным боеприпасом.
Зачем же понадобилось создавать ядерную пушку, когда уже был надежный источник доставки ядерных боеприпасов – стратегическая авиация?
Дело в том, что в конце 1940-х годов американские дипломаты относились к СССР как британские колонизаторы к африканцам в конце XIX века – «На все ваши вопросы у нас один ответ: у нас есть пулеметы, а вот у вас их нет». Но к 1953 году Иосиф Виссарионович и Лаврентий Павлович обзавелись не только ядерными, но термоядерными боеприпасами. Наиболее здравомыслящие генералы и политики США и Англии поняли, что тотальная ядерная война бессмысленна. И тогда на Западе появилась теория ограниченной (локальной) ядерной войны, суть которой была изложена в 1956 году в концептуальной брошюре «On Limiting Atomic War» («Об ограничении атомной войны»).
В частности, Вашингтон рассматривал два варианта ведения локальной ядерной войны: война в какой-либо отдельной стране третьего мира и ядерная война на театре военных действий. Под «театром» американские стратеги подразумевали уже большую территорию, такую как, например, Западная и Центральная Европа либо Китай с Индокитаем и Кореей. Так что испытания «Трайдента» лишь подтвердили пословицу: «Новое – это давно забытое старое».
Надо ли говорить, что планы создания малых тактических боеприпасов для «сдерживания России» вызывают большой энтузиазм у политиков и большей части обывателей Польши, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии? Беда в том, что эти господа не представляют, что их ждет в случае локальной ядерной войны. Они уверены, что удары будут наноситься где-то в глубине российской территории, а они сами оное действо будут наблюдать на телеэкранах.
Впрочем, многие из них просто питают иллюзорные надежды на то, что Россия испугается шантажа и они добьются своих целей мирными средствами. Им не приходит в голову, что ядерный шантаж России может привести к совершенно противоположным последствиям. И если в 1950–1980-х годах тактическое ядерное оружие должно было применяться на территориях ФРГ, ГДР и Польши, то сейчас это будут все та же Польша, но уже вместе с Прибалтикой, а то даже с Украиной.
То, что политики и генералы США не хотят говорить о миллионах жертв в странах, где планируется вести локальную ядерную войну, а лишь громко разглагольствуют о «сдерживании России», – это понятно. Неясно только, почему российские СМИ, как официальные, так и независимые, помалкивают о том, что же в реальности произойдет с населением указанных выше стран, если Соединенные Штаты начнут реально «сдерживать Россию», а та – ответит той же монетой.