Комиссия США по ядерному регулированию (NRC) пошла навстречу инициативе Института атомной энергетики США (NEI) по решению проблемы т.н. «проектной уязвимости» атомных станций. В то же самое время промышленные группы США представили «белую книгу» с рекомендациями по упрощению процедуры лицензирования перспективных проектов реакторов.
На прошедшей неделе Управление NRC по регулированию ядерных реакторов приняло окончательное решение о том, что ранее принятые решения в отношении т.н. «уязвимости» (vulnerability), также известной как «состояние открытой фазы», могут быть отменены в ходе реализации отраслевой инициативы, выпущенной Институтом атомной энергетики (NEI).
Суть вопроса состоит в том, что составной частью систем безопасности АЭС являются как автономная энергосистема, получающая ток из внешней сети, так и локальная энергосистема, обычно существующая в виде резервных дизель-генераторов или аккумуляторных батарей. В случае несогласованности работы этих систем возможны механические повреждения компонентов электросистем, что, в свою очередь, потенциально может нанести ущерб функциям безопасности, используемым автономными и локальными системами электропитания.
Эта проблема была впервые выявлена в качестве проектной уязвимости в 2012 году после сбоя на втором блоке АЭС «Байрон» в штате Иллинойс. NEI в 2013 году выпустил материал об отраслевой инициативе по решению проблемы уязвимости, обновлённый в 2015 году. Эта инициатива обязывает все американские атомные станции к внесению изменений в электротехнические системы, чтобы исключить подобные случаи. К настоящему моменту необходимая модернизация такого рода была проведена на большинстве американских АЭС, в связи с чем NRC на днях приняло констатировала, что это является достаточным решением указанной проблемы.
Ещё одной инициативной американского атомного сообщества стала «белая книга» (доклад), выпущенная промышленными группами США, с предложениями об упрощении лицензирования перспективных проектов реакторов, в том числе малых модульных реакторов и реакторов, использующих в качестве теплоносителя иные вещества вместо лёгкой воды. По мнению авторов доклада, правительство США должно оперативно, создать упорядоченный и предсказуемый путь перспективных проектов реакторов, чтобы обеспечить американское лидерство на мировых ядерных рынках.
Для решения этой задачи авторы обращения ставят 4 основные цели. К ним относятся: прекращение тенденции к увеличению затрат средств и времени на регулирующие процедуры на регулирование и чрезмерно длительные обзоры; приведение нормативной базы для перспективных реакторов в соответствие с их более высоким уровнем безопасности; обеспечивать большую гибкость при лицензировании изменений в имеющиеся проекты реакторов.
Авторы обращения отмечают, что нормативная база атомного регулирования должна быть адаптирована для характеристик реакторных конструкций, отличных от крупных легководных реакторов, на которые в основном рассчитаны нынешние правила регулирующих органов. Присущие современным реакторам особенности безопасности, такие как использование пассивных конструкций, дополнительные технические приёмы по ограничению выбросов в случае аварий и т.п. должны быть отражены в новых регулирующих правилах. Это должно снизить расходы и увеличить конкурентоспособность и экономическую эффективность новых реакторных технологий.