Американские штаты Техас и Юта, а также компания Last Energy Inc, занимающаяся разработкой микрореакторов, оспаривают в судебном порядке применение комиссией по ядерному регулированию (NRC) США правила, принятого в 1956 году.
Суть проблемы: Комиссия по атомной энергии (AEC, предшественница NRC) приняла в 1956 году правило, в соответствии с которым регулированию в Соединённых Штатах подлежат все коммерческие реакторы, вне зависимости от их мощности, загрузки делящимися материалами и рисков, связанных с их эксплуатацией.
Оппоненты (а теперь ещё и истцы) утверждают, что правило накладывает "сложные, дорогостоящие и трудоёмкие требования, которым должны соответствовать даже самые маленькие и безопасные малые модульные реакторы и микрореакторы, вплоть до таких, которые недостаточно мощны для питания светодиодной лампочки".
В соответствии с духом и буквой правила проекты должны удовлетворять всем этим "сложным, дорогостоящим и трудоёмким требованиям", иначе они не получат строительных и эксплуатационных лицензий.
Кроме того, правило действует и в отношении исследовательских реакторов. В результате университеты вынуждены тратить "значительные средства" на поддержание выданных регуляторами эксплуатационных лицензий.
Последнее обстоятельство объясняет появление среди истцов штатов Техас и Юта. В университете штата Юта есть реактор мощностью 100 кВт(т), а в техасском университете A&M - реактор мощностью 1 МВт(т) и критсборка мощностью 5 Вт(т).
На поддержание эксплуатационных лицензий университетам приходится выплачивать по 97,2 тысячи долларов ежегодно за каждый аппарат.
У компании Last Energy проблема схожего рода. Она разрабатывает проект микрореактора PWR-20 и утверждает, что вложила в работы "десятки миллионов долларов".
Компания предпочла бы построить такие микрореакторы в своей стране, то есть, в США.
Но она была вынуждена признать, что в нынешней ситуации её проекты можно реализовывать только за рубежом - в странах, где принята "альтернативная нормативная база, которая включает минимальный стандарт для получения разрешений на использование атомной энергии".
В итоге одна компания и два штата объединили свои усилия и подали иск против NRC в окружной суд США по восточному округу Техаса.
Важное требование со стороны истцов касается пересмотра одного из фундаментальных понятий, лежащих в основе американской нормативно-правовой базы по ядерным реакторам.
В федеральном регистре США 19 января 1956 года (сс.355-356) было опубликовано правило, разделившее американские реакторы на две части - production facilities и utilization facilities.
Первые примерно соответствовали промышленным реакторам СССР. Под вторыми понимались любые реакторы, кроме тех, что предназначены главным образом для наработки плутония или урана-233. Сейчас такие реакторы можно называть коммерческими. Так как публикация 1956 года есть в интернете только в виде скана бумажного издания, то удобнее смотреть определения на сайте NRC.
Истцы в своих требованиях (начинаются в тексте иска со статьи 191) утверждают, что определение термина utilization facilities, принятое регуляторами, противоречит закону об атомной энергии США.
Они считают, что и сам закон, и конгресс, который его принимал, "ясно давали понять", что как минимум некоторые реакторы не должны подпадать под строгое регулирование, в то время как NRC уверена, что исключений быть не должно.
Соответственно, истцы просят суд признать, что нынешний подход регуляторов противоречит законодательству и должен быть изменён.
Если истцы добьются успеха, то регулирование малых реакторов в США значительно упростится.
Нужно отметить, что американские регуляторы занимаются развитием нормативно-правовой базы для перспективных реакторов и планируют принять её не позднее конца 2027 года. Пока непонятно, каким образом на этот процесс может повлиять результат суда в Техасе.