Самым вкусным призом в глобальной атомной отрасли сейчас является программа Саудовской Аравии по строительству АЭС. Потенциальный заказ Эр-Рияда может составить до 16 блоков (сравнимые или большие планы есть лишь у Китая и Индии), а тендер на первые два блока планировалось провести до конца года. Атомных технологий у саудовцев нет, но в некотором смысле именно Эр-Рияд решит, кто из игроков в ближайшие десятилетия снимет сливки в этом сегменте.
В итоге саудовский тендер привлек всех крупнейших претендентов — Россию, Китай, Южную Корею, США и Францию, которые готовы на многое ради получения такого заказа. В частности, США, видимо, придется сделать непростой выбор между бизнесом и политическими интересами. Или, наоборот, признать, что бизнес тоже является политическим интересом Вашингтона.
Итак, чтобы американцы смогли участвовать в саудовской атомной программе, согласно законам США, двум странам надо заключить так называемое «соглашение 123» (у нас примерным аналогом можно считать межправительственное соглашение по использованию атомной энергии в мирных целях). Но сейчас официальный Вашингтон из соображений нераспространения ядерного оружия настаивает, чтобы саудиты подписали более жесткий вариант соглашения — с отказом от развития в будущем обогащения урана и переработки отработавшего ядерного топлива. На что Эр-Рияд замечает, что оружейных планов нет, но если стратегический противник страны Иран сделает ядерную бомбу, то Саудовская Аравия последует его примеру, и подписывать отказ от обогащения не собирается. Более того, в королевстве вполне официально декларировали, что если Штаты будут настаивать, то переговоров с ними по АЭС вообще не будет.
Более практичное лобби в Вашингтоне ввиду возможных контрактов на АЭС на $80 млрд предлагает заключить с Эр-Риядом стандартное «123» — без дополнительных запретов. Тем более что международных договоров и норм МАГАТЭ, как считается, хватает для контроля за нераспространением. Письмо с предложением не слишком давить на саудитов, в частности, 25 апреля Сенату и Конгрессу направила группа влиятельных отставных американских чиновников и политиков. Там есть удивительные для современных Штатов формулировки. Например, такое: «США должны считаться с тем, что немногие страны готовы продавать то, что они считают своим суверенным правом».
С другой стороны, если не требовать от Эр-Рияда вечного отказа от технологий обогащения, то сложнее требовать этого от Тегерана — бизнес помешает политике. Кроме того, не исключено, что ОАЭ, ранее подписавшие с США «123» в жесткой формулировке, могут потребовать пересмотра соглашения. И тут США, видимо, придется выбирать, стоит ли последовательность в политике $80 млрд или можно подарить их русским или китайцам.