В 2018 г. новосибирский Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН отметил двойной юбилей: свое шестидесятилетие и столетие со дня рождения основателя института, академика Будкера. В честь этих дат в новосибирском Академгородке с 3 по 5 мая прошли праздничные и научные мероприятия, собравшие друзей, коллег, учеников и последователей А.М. Будкера.
О первых встречах с Будкером, запомнившихся на всю жизнь, и о личности легендарного физика, изменившего интеллектуальную атмосферу в стране и мире, рассказали журналисту «НАУКА из первых рук» участники и организаторы праздника.
Павел Владимирович Логачев – академик РАН, директор ИЯФ СО РАН:
«Одно из главных отличий Института ядерной физики СО РАН – способность собирать талантливых и честных людей вокруг большой и новой задачи, обостренное чувство ответственности, совмещенное с возможностью принятия совершенно новых оригинальных подходов. И наши профессионалы, безусловно, способны передать эти качества новому поколению, но сделать это можно только конкретной работой – создавая и реализуя амбициозные и в чем-то даже фантастические проекты. Такими проектами для ИЯФ СО РАН являются: Супер С-тау фабрика и комплекс плазменных установок ГДМЛ.
Возможность реализации этих планов существует, она обеспечивается серьезным вниманием руководства страны к науке. Здесь большая роль президента РФ, который в ходе своего визита в новосибирский Академгородок дал поручения, во многом определяющие стратегические направления нашей дальнейшей работы и нашего развития. Сегодня ИЯФ находится в очень хорошей форме и способен решать серьезные, амбициозные и нужные для страны и мировой науки задачи. Сегодня мы мечтаем о том, что невозможно сделать! Стремимся к открытию новой физики, выходящей за рамки Стандартной модели. Наша цель – прорывы в понимании законов природы».
Игорь Николаевич Мешков – д.ф.-м.н., чл.-корр. РАН, лауреат Государственной премии РФ (2001) за цикл работ «Метод электронного охлаждения пучков тяжелых заряженных частиц»:
«На той лекции Будкер рассказал нам о релятивистском стабилизированном пучке (если бы мне кто-нибудь сказал тогда, что я буду работать над этой физической задачей, я бы удивился и не поверил) и немного о том, куда нас зовет, – о Сибири. И неожиданно провел письменный экзамен. Заинтересовавшихся Сибирью было больше 150 человек, а на собеседование после письменного экзамена отобрали не больше шести. В конечном счете в лабораторию Будкера попали всего четверо: я, А.П. Онучин, С.И. Мишнев и покойный С.Г. Попов. Такой жесткий был отбор кадров в ИЯФ. И это одна из отличительных черт Будкера–руководителя.
После такого испытания я еще сходил на собеседование в Министерство среднего машиностроения СССР (центральный орган, осуществлявший функции по управлению атомной отраслью промышленности и обеспечивавший разработку и производство ядерных боезарядов. Прим. ред.). Меня там спрашивали об общественной работе, о туризме и проч., но только не о физике…Сделать выбор было нетрудно.
Фантастическими воспринимались все идеи Будкера. Но самая на моей памяти цветистая история – его идея электронного охлаждения, развивать которую мне тоже посчастливилось.
К 100-летию со дня рождения Г.И. Будкера, организатора и первого директора новосибирского Института ядерной физики СО РАН – одного из ведущих мировых научных центров в области физики высоких энергий и ускорителей, физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза, вышел специальный выпуск научно-популярного журнала «НАУКА из первых рук» – «Вселенная Будкера». Ограниченным тиражом выпущена печатная версия журнала SCIENCE First Hand на английском языке – Budker’s Universe.