22 мая 2018 года прошла аттестация выпускников проекта «Школа лидеров бережливых технологий в здравоохранении», который был реализован Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения РФ совместно с сотрудниками Госкорпорации «Росатом». Удостоверения о повышении квалификации и свидетельства о прохождении программы по итогам аттестации получили 26 человек из девяти медицинских вузов России.
По словам директора Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяны Семеновой, опыт реализации проекта «Бережливая поликлиника» в пилотных регионах показал, что инструменты и принципы производственной системы Госкорпорации «Росатом» позволяют увидеть существующие недостатки в лечебно-профилактических учреждениях и модернизировать их работу для достижения эффективного и оптимального использования ресурсов в здравоохранении - техники, инструментария, финансового и человеческого ресурса.
«На сегодняшний день проект повышения производительности труда получил статус федерального и, безусловно, может транслироваться на всю страну только включением в него лидеров, несущих идеологию бережливости в своем сегменте. Именно поэтому возникла необходимость разработать программу подготовки лидеров бережливых технологий в медицине», - отметила она.
В ходе обучения участники программы получили специальные знания по методам «бережливого» производства, видам потерь в здравоохранении, прошли стажировки в медицинских организациях и на предприятиях Госкорпорации «Росатом», работающих на принципах Производственной системы Росатома (ПСР). На итоговой аттестации слушатели программы должны были не только ответить на вопросы теста на знание основ бережливого производства, но и презентовать созданный на базе вуза учебный центр по трансляции знаний и навыков по организации бережливого производства в медицинских организациях, результаты собственного реализованного практического проекта по улучшению в конкретных медучреждениях своего региона, а также разработанные «фабрики процессов».
Руководители проекта отметили актуальность выбранных участниками сценариев для «фабрик процессов», которые были взяты из жизни конкретных лечебно-профилактических заведений. Например, в учебном центре бережливых технологий в здравоохранении Тюменского государственного медицинского университета созданы «фабрики процессов» «Направление детей на медико-социальную экспертизу», «Управление потоками пациентов в поликлинике», а в Ставропольском государственном медицинском университете - «Регистратура» и «Вакцинация».
«Самое главное – это не отыгрывание конкретных сценариев фабрик, а формирование команды из действующих сотрудников лечебно-профилактических заведений от практикующих врачей, вспомогательного медицинского персонала до администрации поликлиник. Когда формируются команды, настроенные на получение максимального результата, повышается производительность труда, улучшается удовлетворенность населения получаемыми медицинскими услугами, пропускная способность поликлиник возрастает без потери качества», - пояснила Татьяна Семенова.
Как сообщила заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санитарно-курортного дела Минздрава РФ Эльмира Вергазова, выпускники Школы будут курировать в 33 регионах России реализацию проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», готовить кадры, владеющие бережливыми технологиями. Планируется, что за каждым вузом, сотрудники которого приняли участие в проекте, будет закреплен регион РФ, где необходимо будет подготовить своих лидеров бережливых технологий. В перспективе такой лидер должен появиться в каждом лечебно-профилактическом учреждении страны.
Руководитель проекта АО «ПСР» Сергей Артемьев поделился впечатлением от прошедшего 16-17 мая 2018 года в Нижнем Новгороде первого федерального форума «Производительность 360», отметив, что тренд развития бережливых технологий стал значительно шире, чем промышленность, с которой начиналась производственная система Росатома и медицина. «Это и образование, и соцзащита, и строительство, - рассказал он. – Но таких образовательных программ, таких фабрик процессов, которые уже есть у нас, таких лидеров еще нет нигде, так как эту работы мы начали раньше всех в стране. Можно ожидать, что учиться бережливым технологиям к нам придет вся страна. Такие прецеденты уже есть: и промышленники, и работники социальной сферы уже стучатся в наши двери».
В свою очередь, руководитель учебного центра АО «ПСР» Госпорпорации «Росатом» Сергей Ильин вспомнил, как 10 лет назад в Росатоме формировались программы по воспитанию лидеров изменений. «Со временем эти люди стали руководителями подразделений, служб, департаментов Госкорпорации, заняли достойную роль в развитии отрасли, в развитии ПСР. Сейчас мы находимся на пороге появления Производственной системы Минздрава», - отметил руководитель учебного центра АО «ПСР», пожелав выпускникам программы быть остаться первыми на протяжении долгих лет.
В рамках проекта «Школа лидеров бережливых технологий в здравоохранении» сотрудники девяти образовательных организаций, подведомственных Министерству здравоохранения РФ, прошли обучение по специально разработанной дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации врачей «Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранений в современных условиях на основе принципов бережливого производства». Цель проекта – подготовка и воспитание современных и эффективных лидеров: поиск, развитие, формирование группы профессионалов, обладающих лидерскими качествами, владеющими антикризисными основами управления, обладающих стратегическим мышлением, способных на практике обеспечить формирование и реализацию проектов по развитию бережливых технологий в сфере здравоохранения, способных вести проекты и обучать бережливым технологиям с трансляцией полученных навыков, знаний и умений в масштабах РФ. В проекте приняли участие девять медицинских вузов страны: Дальневосточный, Кировский, Пермский, Рязанский, Сибирский, Ставропольский, Тверской и Тюменский государственные медицинские университеты, а также Санкт-Петербургский государственный педиатрический медуниверситет. На базе вузов созданы учебные центры по трансляции знаний и навыков по организации бережливого производства в медорганизациях.