Эколого-просветительский квест «В поисках зелёного квадрата» состоялся 17 мая на площадке МАОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга, а также 18 и 25 мая на базе Информационного центра атомной энергии. Организаторами, разработчиками и воплотителями квеста были 35 студентов географо-биологического факультета Уральского государственного педагогического университета и преподаватели кафедры биологии, экологии и методики их преподавания. Проект реализован при поддержке Общественного совета Госкорпорации «Росатом».
За три дня в квесте приняли участие 160 обучающихся, 7 преподавателей школ и колледжей г. Екатеринбурга.
Участники примерили на себя роли ученых, решающих проблему недостаточного энергообеспечения Земли, и отправились в путешествие во времени. В ходе путешествия школьники познакомились с ключевыми открытиями и технологиями в области «зеленой» энергетики, узнали о возможностях использования энергии солнца, ветра, воды и атома.
На каждом этапе команды конструировали различные энергоустановки, оценивали их энергоэффективность и влияние на экологию.
Так, во время прохождения этапа с преобразованием солнечной энергии ребята отправились во Францию 1774 года, чтобы повторить опыт Антуана Лавуазье который впервые применил линзы для получения тепловой энергии солнца. Далее, переместившись в 30-ые годы ХХ века, ребята преобразовали солнечную энергию в электрическую.
На этапе знакомства с энергией ветра студенты рассказали участникам о трудах профессора Залевского, создавшего теорию ветряной мельницы, и профессора Жуковского, разработавшего теорию ветродвигателя. Благодаря этим людям в 1930-х годах Советский Союз был «впереди планеты всей» в использовании энергии ветра. Также на этом этапе школьников ждали опыты с ветряными двигателями и мультиметрами.
С помощью поплавков в сосудах с водой участники изучили закон Архимеда и познакомились с работой поплавковых станций и гидроэлектростанций.
Об энергии атома и областях ее применения команды узнали, конструируя безопасную атомную электростанцию из подручных материалов.
«Больше всего мне понравился этап с солнечными панелями, а вот самым сложным показался этап со строительством АЭС, где нам пришлось мастерить защищенный реактор и градирню. Я, честно говоря, даже не знал, что на атомных станциях вырабатывается чистая энергия», — поделился впечатлениями семиклассник Артур из лицея № 110.
Саму идею «Зеленого квадрата» сформулировал генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев на генеральной конференции МАГАТЭ, подчеркнув, что будущее человечества — за экологически чистой энергетикой.
«Солнце, ветер, вода и атом, дополняя и усиливая друг друга, должны образовать „зеленый квадрат“, который станет основой мирового безуглеродного баланса,- уверен глава Росатома. — Мы должны по максимуму сократить долю углеводородов. Это наша ответственность перед потомками».
- Мы используем основные 4 источника «зеленой» энергетики, — рассказывает человек, которого по праву можно назвать мозгом и руками этого проекта, — Павел Некрашевич, студент географо-биологического факультета Уральского государственного университета. — Это ветер, вода, солнце и атом. На каждом этапе мы показываем, как работают основные физические законы, и знакомим с научными разработками, позволяющими использовать эти источники энергии. Когда школьники проходят все этапы, они понимают, что такое «зеленая» энергетика, и осознают, что за ней будущее.
Информация и задания квеста, разработанные Павлом Некрашевичем вместе со студентами биологами и биологами-химиками, знакомят школьников с идеями ученых разных эпох и разных стран и наглядно убеждают в том, что «зеленая» энергетика давно занимает выдающиеся умы. Кроме того, опыты, проделанные своими руками, позволяют ребятам закрепить то, о чем им рассказывали в школе на уроках физики, химии, биологии. Ведь не секрет, что времени на лабораторные работы на уроках часто не хватает.