17 июля руководство завода «Точмаш» пригласило на предприятие журналистов, чтобы избежать любых «кривотолков и недопонимания» по поводу судьбы производства и производственной площадки в целом. Буквально месяц назад в интернете появилось объявление о продаже имущества «Точмаша» площадью 100 тысяч м² вместе со спортивной базой и базой отдыха «Камбары». Недвижимость оценивалась суммарно в 2 млрд рублей. В связи с этим поползли слухи о возможной ликвидации завода, но руководство «Точмаша» опровергло эти домыслы.
Как рассказали журналистам гендиректор ВПО «Точмаш» Дмитрий Багдатьев и директор программы по развитию и управлению обеспечивающей инфраструктуры АО «ТВЭЛ» Вадим Сухих, на территории завода собираются создать «условный индустриальный парк». Сейчас большинство площадей предприятия пустуют: основное производство перевозят в филиал «Точмаша» в Коврове, для своих целей завод оставляет во Владимире порядка 20 тысяч м² из 100 тысяч. Порядка 15 тысяч м² занимают производства «Солвис» (мебель от «Асконы») и «Точмаш-авто». На них трудятся примерно 360 человек, но в будущем возможно расширение штата.
Отказ от владимирской площадки Дмитрий Багдатьев объяснил повышением эффективности производства: на сегодняшний день для изготовления газовых центрифуг для обогащения урана достаточно одного завода вместо трех. Освободившиеся площади планируется превратить в индустриальный парк за два года.
Подходить к вопросу будут комплексно. Якобы уже ведутся переговоры с госкорпорациями – «Газпромом», «Ростехом», «Роснано», а также средним бизнесом. В идеале возникнет индустриальный парк, где производства дополняют друг друга, а управлять площадкой будет профессиональная компания.
«Для текущего бизнеса «Точмаш» площадка большая. Топливная компания рассматривает площадку «Точмаша» не как бремя, а как актив по двум направлениям. Первое – развитие территории города Владимира и Владимирской области в целом. Второе – площадка как актив для развития новых, нетрадиционных бизнесов топливной компании.
Мы не хотим индустриальный парк, когда в каждом здании сидит кто-то, который не знает своего соседа. Правильный индустриальный парк – когда на площадках размещаются взаимодополняющие бизнесы. Поэтому не каждый бизнес здесь может сесть. Может каждый, но это не наша цель. Наша цель – сделать интересную высокотехнологичную площадку», – пояснил Вадим Сухих.
Вадим Сухих признал, что просто предлагать нормальную площадку для бизнеса – этого сегодня мало. А в современной истории Владимира уже много примеров, когда создать индустриальные парки на освободившихся площадях крупных заводов не удалось. Вспомнить хотя бы «Автоприбор» («Владимирский индустриальный парк» там так и не появился), ВЭМЗ, «Владимирский моторо-тракторный завод». Возрождением последнего также якобы собирался заняться «Ростех», и маловероятно, что госкомпания вложится и в то производство, и в «Точмаш».
В год на содержание площадки во Владимире уходит порядка 400 млн рублей – только для того, чтобы пустующие цеха не развалились. Из-за этого прошлый год завод окончил с убытком в 250 млн рублей. Окупаемости площадей сейчас также нет. В итоге за 2-3 года, если проект индустриального парка не выгорит, убытки компании «Росатома» достигнут уже миллиарда рублей.
Гендиректор «Точмаша» Дмитрий Бандатьев, с одной стороны, это понимает и потому «заинтересован в максимально скорейшем развитии площадки и заведении сюда других производств», но с другой стороны кураторы предприятия отказывается от потенциально возможных вариантов – например, размещения на территории мусороперерабатывающего производства или продажи площадей под строительство жилья (тем более что по пути вывода производства за пределы городов в Европе идут уже давно).
«Мусор – точно нет. Это не наша тема», – пояснил Дмитрий Багдатьев.
«Строительство – это не наша история. Для топливной компании очень важно сотрудничество с регионами. Владимирская область – один из важнейших для нас регионов. И для этого нам нужно, чтобы на нашей площадке была нормальная жизнь. Но поскольку мы компания производственная, а не строительная, мы предпочитаем развивать производственную жизнь. Строительством мы не занимаемся», – добавил Вадим Сухих.
В итоге все может свестись к тому, что площади «Точмаша» будут пустовать и приходить в негодность, крупные резиденты туда не зайдут, а руководство лишится должностей.
«Для топливной компании нет задач, которые бы мы принципиально не могли решить. Если топливная компания считает решение по площадке правильным, она его добьется. Но по дороге может потерять пару менеджеров – меня, например, и Дмитрия. Но задача компании – решить задачу в любом случае», – признался Сухих.