8 сентября в НИЯУ МИФИ в рамках торжественного открытия проекта «Университетские субботы» состоялась лекция для школьников на тему «Кратко о профессиях будущего». Стоит отметить, что проекту исполнилось пять лет, и за это время состоялись многочисленные встречи с ведущими учеными, школьники узнали о многогранной деятельности университета, а некоторые вошли в научные группы и уже на уровне школы участвуют в серьезных научных разработках.
Представители университета рассказали слушателям о новых направлениях развития науки и техники и куда идти учиться, чтобы стать востребованным специалистом.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратится ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов. По его словам, в основе современной науки лежат междисциплинарность и цифровизация, включая моделирование, цифровые двойники изделий и технологий, 3D-печать, разработки в области искусственного интеллекта. И если в ХХ веке можно было вести фундаментальные исследования и накапливать знания, то сейчас преобладающая часть исследований должны иметь практический выход.
«Я думаю, что вы составите достойную смену нашим студентам и преподавателям», – подытожил ректор.
Заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы П.В. Карпов отметил важность проекта «Университетские субботы», который дает школьникам возможность увлечься чем-то новым.
«Важно, чтобы в течение школьной жизни вы обязательно поняли, чем хотите и будете заниматься, как вам жить в будущем, чтобы действительно стать успешными и счастливыми», – обратился к школьникам Павел Владимирович.
Далее об инженерных профессиях будущего рассказали руководители пяти ведущих институтов НИЯУ МИФИ. Из выступлений спикеров слушатели узнали, что университет готовит высокопрофессиональных специалистов с широким кругозором, способных к самообразованию и быстрой адаптации к изменениям, а также умеющих работать в команде.
В своем выступлении директор Института ядерной физики и технологий Н.С. Барбашина отметила, что ИЯФиТ хранит и совмещает в себе те славные традиции МИФИ, которые были заложены при образовании вуза, а главная отличительная черта института – слияние фундаментальной науки и ядерных технологий.
На примере Института лазерных и плазменных технологий его директор А.П. Кузнецов рассказал про преимущества квантовых технологий, и как глобальные вызовы формируют запрос на будущие специальности.
Директор Инженерно-физического института биомедицины И.Н. Завестовская акцентировала внимание на науках о жизни. Например, одна из профессий будущего – медицинский биоинформатик. В случае нестандартного течения болезни он строит модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровне). А вот архитектор медоборудования должен обладать знаниями в области инженерной и компьютерной графики, материаловедения, сопромата, деталей машин, электротехники; понимать анатомию и физиологию человека; быть экспертом в области медицинской и технической безопасности.
Электроника присутствует во всех отраслях человечества, и задача Института нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике – разработка электронной компонентной базы. Подробно об этом рассказал заместитель директора ИНТЭЛ Д.С. Веселов.
Директор Института интеллектуальных кибернетических систем С.Ю. Мисюрин выделил мировые проблемы и вызовы, которые определяют развитие информационных технологий в настоящее время. В ИИКС ученые занимаются исследованиями и инновационными разработками в области кибернетики, робототехники, искусственного интеллекта, а также информационной и финансовой безопасности.
Лекция вызвала большой интерес аудитории. Слушатели активно задавали вопросы об исследованиях МИФИ, проектной деятельности школьников в университете, развитии медицинского образования и в каких областях будет преуспевать кибернетика.
Электронный нос, VR: визуализация объектов атомной отрасли, катушка Теслы, мастер-класс «Синтез магнитных наночастиц для биомедицины» – в этом и во многом другом желающие активно участвовали. Ребята посетили научные центры и лаборатории НИЯУ МИФИ. По отзывам школьников, лекция позволила им значительно расширить представление о научных направлениях МИФИ, а экскурсии – воочию увидеть разработки студентов.