Президент США Дональд Трамп может волевым порядком принять меры в поддержку американских атомных станций.
В частности, Трамп может ввести двухлетний мораторий на закрытие атомных блоков, а также обязать диспетчерские компании гарантированно выкупать генерацию АЭС.
Подобные предположения всё чаще появляются в американских СМИ. Последний пример - статья, опубликованная 21 октября во влиятельном издании "The Hill". Надо признать, что под такими гипотезами есть определённые основания.
В сентябре 2017 года министр энергетики Рик Перри предложил федеральной комиссии по регулированию в области энергетики (FERC) ввести меры по поддержке атома и угля.
В частности, Перри предложил, чтобы диспетчерские компании предоставляли так называемым устойчивым электростанциям контрактные возможности для получения справедливой нормы доходности (fair rate of return), даже в тех случаях, если рыночная цена на электроэнергию не позволяет обеспечить этого.
Устойчивая электростанция в понимании министерства энергетики США - это станция, располагающая 90-суточным запасом топлива на площадке. Очевидно, что под такое определение подпадают угольные, атомные и гидростанции. В то же время, для станций на природном газе создавать у себя требуемые 90-суточные запасы топлива хотя теоретически возможно, но достаточно проблематично.
FERC после длительного раздумья отказала Перри, хотя считалось, что в этой комиссии сильны позиции республиканцев, то есть партии Трампа. На самом деле возможно, что именно это обстоятельство стало причиной отказа, ведь республиканцы часто выступают против вмешательства государства в ситуацию на рынках.
Между тем, положение дел в атомной энергетике США на глазах сползает к отметке "угрожающее". Начиная с 2013 года, в стране были окончательно остановлены семь блоков, ещё целый ряд блоков готовится к закрытию, а амбициозные планы нулевых годов по строительству новых блоков свелись в итоге к сооружению всего двух новых блоков на АЭС "Vogtle".
Вмешательство Трампа в этих условиях вполне предсказуемо. Но в какой форме и под каким предлогом оно произойдёт? Реакция FERC на прошлогоднее предложение Перри показала, что на помощь энергорегуляторов президент и его команда рассчитывать не могут.
Наиболее вероятно, что Трамп воспользуется для поддержки АЭС соображениями национальной безопасности. По крайней мере, к этому призывают лоббистские и консалтинговые фирмы, работающие в интересах владельцев атомных станций.
В конце сентября на одной из конференций в Пенсильвании аргументацию лоббистов чётко изложил Пол Стоктон, представляющий вашингтонскую консалтинговую фирму, связанную с "Exelon".
Газовый сектор энергетики США, в отличие от атомной энергетики, не вкладывает значительных средств в укрепление физической и кибербезопасности своих объектов и инфраструктуры.
Администрация транспортной безопасности (TSA), в чьём ведении находится безопасность американских газопроводов, выдала недавно новые рекомендации, направленные на укрепление их безопасности, но это именно рекомендации, исполняемые добровольно, а не жёсткие требования.
Следовательно, считает Стоктон, газопроводы остаются слабым звеном американской энергетики с точки зрения возможных угроз со стороны террористов или хакеров. Атомные станции на этом фоне выглядят намного предпочтительнее, так как им не требуется непрерывная доставка топлива.
Сказанное вашингтонским лоббистом чётко укладывается в образ действий администрации Трампа, поэтому не стоит удивляться, если формулировки Стоктона вскоре появятся в речах вашингтонских чиновников.
Но появляется новый вопрос - если Трамп действительно вмешается и введёт меры по поддержке АЭС "из соображений национальной безопасности", то когда именно это произойдёт?
В упоминавшейся статье "The Hill" высказано предположение, что Трамп введёт мораторий на закрытие АЭС в самое ближайшее время, до промежуточных выборов в конгресс США, назначенных на 6 ноября.
Впрочем, поступки 45-ого президента США непредсказуемы для внешних наблюдателей, поэтому прогноз от "The Hill" может либо сбыться, либо не сбыться.