Убийство оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашогги, которое произошло в начале октября в Стамбуле, скорее всего, не вызовет жёсткой реакции США: они слишком нуждаются в поддержке королевства на Ближнем Востоке. Однако скандал, который произвело дело, поднимает вопрос о судьбе саудовской ядерной программы. Сейчас Эр-Рияду необходима помощь других государств для строительства первых двух атомных реакторов на своей территории. В этих целях саудовская сторона даже наняла в Соединённых Штатах специальных лоббистов.
О том, что резонанс вокруг убийства Хашогги не повлияет на американо-саудовские переговоры по поводу создания атомных реакторов, утверждает проект ThinkProgress. По его оценке, если США действительно решатся поддержать саудовский атом, то это рискует создать потенциальную ядерную угрозу в ближневосточном регионе: в исключительно мирный характер потенциальной ядерной программы королевства никто не верит. Но Эр-Рияд настроен решительно. Документация Минюста США, который отслеживает, кто из американцев ведёт консалтинг иностранных государств, свидетельствует, что Саудовская Аравия может тратить как минимум $450 тысяч в месяц на советников. Среди американских компаний, заключивших с аравийской монархией такие контракты, юридическая фирма King&Spalding, контора Pillsbury Winthrop Shaw Pittman, которая, как кажется, связана с бюро Дэвида Калтгена. Именно Калтген, бывший высокопоставленный сотрудник нефтяной компании Saudi Aramco, считается одним из основных лоббистов саудовских интересов в США.
Нанятые компании, как обращает внимание влиятельное американское издание The Hill, работают в интересах Министерства энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовская Аравия с тем, чтобы Эр-Рияд и Вашингтон пришли к согласию насчёт потенциального двустороннего соглашения о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. Деловая газета The Wall Street Journal указывает на анонсированные королевством планы создать 16 атомных реакторов на своей территории в течение нескольких десятилетий. По прогнозам самого Эр-Рияда, они смогли бы обеспечивать примерно 15% электроэнергии в стране уже к 2032 году. По независимым подсчётам, реализация подобных планов может занять более 20 лет и потребует $80 млрд. Королевство в настоящее время сохраняет контакты с 10 странами по поводу строительства первых двух атомных реакторов. Среди них — не только США, но и Россия. О готовности некоторых предприятий из США помочь саудовскому правящему дому обзавестись ядерной программой сообщалось ещё в декабре 2017 года, однако окончательное решение не принималось по целому ряду причин.
Основная причина — отсутствие единства по этому вопросу в Конгрессе США. Для того чтобы другому государству были переданы технологии ядерного производства, необходимо одобрение Капитолия. Обеспокоенные тем, что президент Трамп не потребует от саудовской стороны отчётности о процессах обогащения и переработки ядерного топлива, в сентябре этого года американские законодатели представили двухпартийный законопроект, требующий от исполнительной власти отчёта, какие последствия для американской национальной безопасности будет иметь помощь королевству в создании ядерной программы. Однако законопроект не был представлен вовремя, в связи с чем его судьба должна решиться позже. Впрочем, саудовская сторона рассчитывает получить согласие американского руководства на передачу ядерных технологий уже в этом году. Вероятно, именно поэтому Саудовская Аравия занялась привлечением лоббистских групп.
Даже с учётом того, что саудовским руководством наняты влиятельные советники, ситуация не кажется такой лёгкой. Против того, чтобы саудовское королевство становилось обладателем пускай даже мирного атома, выступает Израиль. Информация о том, что премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху в частных беседах с Трампом не раз высказывал свои опасения по поводу того, что с приобретением технологий ядерного производства королевство может получить оружие массового уничтожения, не раз просачивалась в западную прессу. Так, по некоторым данным, в марте этого года израильский премьер сказал об этом президенту США, на что Трамп ответил: если оборудование, необходимое для формирования ядерной программы, Саудовской Аравии не продадут США, то это сделает Россия или Франция.