Глава иранского ядерного агентства Али Акбар Салехи заявил, что, несмотря на продолжающиеся санкции США и попытки изолировать его страну, Япония по-прежнему готова продолжать сотрудничество в области ядерной безопасности. Japan Times в статье Iran-Japan nuclear safety cooperation to continue despite U.S. sanctions: Iranian agency chief со ссылкой на Салехи пишет, что японская сторона при любых обстоятельствах хотела бы продолжить свою деятельность в сфере безопасности.
В интервью Kyodo News глава Организации по атомной энергии Ирана заявил: ”Официальные лица Ирана и Японии провели совместную встречу буквально несколько недель назад. В Японии уже проводятся учебные программы для иранских ученых по вопросам защитных мер и ядерной безопасности. Поскольку ядерные аварии в любой стране могут иметь последствия и за ее пределами, важно, чтобы международное сообщество взаимодействовало в сфере ядерной безопасности".
Салехи высоко оценил поддерживаемую Японией позицию в отношении иранской ядерной сделки, заключенной с мировыми державами в 2015 году. В мае Соединенные Штаты вышли из соглашения и возобновили экономические санкции против Ирана, одновременно оказывая давление на другие правительства с тем, чтобы они последовали примеру Вашингтона.
Иранский чиновник добавил, что понимает тонкую позицию Японии по отношению к Соединенным Штатам. Он призвал страну отказаться от ”ненужной осторожности” и возобновить или даже расширить сотрудничество с Ираном в областях, не затронутых односторонними санкциями США, таких как сфера медицинского оборудования и гуманитарная сторона научно-технического сотрудничества.
”Мы хотим, чтобы Япония играла более независимую роль. При желании, эта страна многое может сделать. Есть области, которые не имеют ничего общего с американцами, но японцы очень осторожны в своих действиях, когда дело касается Ирана”, - посетовал Салехи.
Он добавил, что Япония также может сыграть позитивную роль, поддержав усилия Европы по спасению ядерного соглашения 2015 года.
После выхода США Иран заявил, что продолжит выполнять свои обязательства в рамках договора, до тех пор, пока это экономически выгодно. Европейскому союзу было предоставлено некоторое время, чтобы придумать решение.
Салехи сказал, что провел эффективные встречи в Брюсселе и настроен оптимистично в отношении того, что европейцы найдут способ оплаты иранского экспорта нефти.
Салехи предрек, что если ядерная сделка потерпит крах, от ”последствия будут непредсказуемыми для всех - для нас самих, для международного сообщества, для региона. Одному богу исзвестно, что произойдет”.
Если сделка все-таки будет расторгнута, Иран готов возобновить обогащение урана, которое был приостановлено в рамках ядерного соглашения 2015 года, до 20% на своем ядерном объекте в Нетензе.
Отметив, что сейчас у Ирана есть потенциал для производства 190 000 единиц работы разделения или SWU обогащенного урана, Салехи сказал: ”Нам это несложно. Но мы не хотим прибегать к этому, пока есть другие возможности”.
В рамках сделки между Ираном и шестью державами - Великобританией, Китаем, Францией, Германией, Россией и США - Тегеран согласился ограничить свою ядерную деятельность в обмен на отмену экономических санкций.