Партия высокообогащённого урана вывезена из Нигерии в Китай. Теперь эта африканская страна полностью свободна от ВОУ.
Речь идёт о примерно 1 кг ВОУ китайского происхождения, использовавшегося ранее в качестве топлива для миниатюрного реактора NIRR-1(реактор типа MNSR).
Миниатюрный реактор MNSR китайского проекта имеет мощность порядка 30 кВт, а его активная зона содержит около 1 кг ВОУ. Речь идёт об очень высоких обогащениях - так, обогащение исходного топлива для NIRR-1 составляло 90,2%.
Строительство реактора NIRR-1 в Нигерии началось в апреле 1999 года. Реактор был впервые выведен на критику в 2004 году.
В настоящее время китайская корпорация CNNC осуществляет программу перевода поставленных за рубеж реакторов MNSR на низкообогащённое топливо. Всего Китай экспортировал пять таких реакторов - по одному в Пакистан, Иран, Гану, Сирию и Нигерию.
Программа перевода стала возможной после того, как в Китае успешно испытали активную зону с НОУ-топливом для реактора MNSR IAE в Пекине. Работы проходили при поддержке МАГАТЭ, на критику с низкообогащённой зоной реактор был впервые выведен в марте 2016 года.
Среди зарубежных владельцев MNSR первой запросила МАГАТЭ и Китай о возможности перевести реактор на работу с НОУ-топливом Гана. Реактор GHARR-1 был переведен на работу с НОУ в 2017 году, облучённое ВОУ-топливо было вывезено в Китай в августе 2017 года.
Нигерия выразила интерес к конверсии реактора NIRR-1 в январе 2016 года. В августе-сентябре 2018 года было заключено трёхстороннее соглашение о поставках НОУ-топлива для реактора NIRR-1 между МАГАТЭ, Нигерией и Китаем (подписи стороны ставили в разные даты).
В октябре 2018 года первая партия топлива из низкообогащённого урана была отправлена из Китая в Нигерию.
27 ноября 2018 года реактор NIRR-1, загруженный НОУ-топливом, был выведен на критику.
6 декабря 2018 года завершилась операция по вывозу высокообогащённого топлива из Нигерии в Китай.
В операции принимали участие инспектора МАГАТЭ, следившие в Нигерии за загрузкой ВОУ-топлива в специализированный контейнер. Кроме них, при этом присутствовали технические специалисты из Китая, Чехии, России и США. Помощь в операции оказывало также национальное управление по ядерной безопасности (NNSA) США.