17 декабря 2018 г. исполняется 60 лет со дня передачи в опытную эксплуатацию ВМФ первой отечественной атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Уникальная разработка советских ученых, конструкторов и судостроителей. Она первой в отечественной истории прошла Северный полюс.
Еще до испытания первой советской ядерной бомбы в 1946 г. руководитель атомного проекта Игорь Курчатов докладывал о возможности использования энергии атома для подводных лодок. В августе 1952 г. И.В. Курчатов, А.П. Александров и Н.А. Доллежаль (главный конструктор) обосновывают руководству страны необходимость строительства такой АПЛ. Уже 9 сентября И.В. Сталин подписывает Постановление Совета Министров СССР, в котором Анатолий Петрович Александров (впоследствии его по праву будут называть отцом советского атомного флота) назначается научным руководителем проекта АПЛ.
Работа шла ускоренными темпами. В сентябре 1955 г. на судостроительном заводе № 402 в Северодвинске (так тогда называлось "Северное машиностроительное предприятие") состоялась закладка первой отечественной атомной подводной лодки. До дня ее передачи в опытную эксплуатацию ВМФ прошло менее трех с половиной лет!
В создании первенца советского атомного подводного флота приняли участие порядка 140 предприятий и организаций страны, в том числе 35 НИИ, 20 конструкторских бюро и около 80 заводов. Научное руководство этим сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт.
Ядерное общество России совместно с НИЦ "Курчатовский институт" отметит в Обнинске 17 декабря памятную дату 60-летия со дня передачи в опытную эксплуатацию ВМФ первой отечественной АПЛ "Ленинский комсомол" конференцией "Исторические достижения, опыт и традиции атомной отрасли для молодого поколения ядерщиков".
По итогам конференции будет принято обращение научной, флотской и ветеранской общественности к руководству страны по вопросу создания Музея на базе Первой отечественной АПЛ.