Концерн «Росэнергоатом» в ближайшее время приступит к активному развитию нового бизнеса — управлению спросом розничных потребителей электроэнергии. Об этом сообщил Заместитель Генерального директора – директор по сбыту крупнейшей в России генерирующей компании Александр Хвалько по итогам успешно проведенного натурного эксперимента по управлению спросом розничных потребителей электроэнергии.
Его провели в декабре 2018 г. Системный оператор и дочерняя компания Концерна «Росэнергоатом» АО «АтомЭнергоСбыт», которая выступила агрегатором управления спросом. Натурный эксперимент наглядно продемонстрировал, что управлять своим потреблением могут совершенно разнотипные розничные потребители — предприятия из самых разных отраслей. В эксперименте приняли участие предприятия сельскохозяйственной и металлургической отраслей, а также приборостроительный, судоремонтный, авторемонтный и щебеночный заводы, гостиничный комплекс и предприятия ЖКХ.
В ходе эксперимента потребители из Мурманской, Смоленской и Курской областей, а также Системный оператор и Атомэнергосбыт выполняли обмен уведомлениями на снижение потребления в требуемые часы и сроки, а затем обеспечивали необходимое снижение потребления в нужное время. При этом снижение потребления было запланировано в случайные часы из заранее известных часов пиковой нагрузки в энергосистеме. Иногда при этом увеличивалось потребление в другие часы суток, что абсолютно закономерно, ведь управление спросом не тождественно энергоэффективности или просто снижению потребления.
По словам Заместителя Генерального директора – директора по сбыту Концерна «Росэнергоатом» Александра Хвалько, появление технологий управления спросом открывает новую страницу в истории электроэнергетики.
«Сегодня впервые появляются реальные условия для того, чтобы потребитель получил возможность активно влиять на баланс в энергосистеме и участвовать в оптимизации работы рынка, перераспределяя свое потребление. Росэнергоатом, являясь генерирующей компанией, тем не менее, планирует развивать направление управления спросом. Ведь снижая нагрузку в пиковые часы, потребители переносят нагрузку из пиковой части графика в базовую, повышая тем самым эффективность выработки электроэнергии атомными станциями и энергосистемы в целом. Если добавить к этому правильные цифровые решения, то заметная доля этого многомиллиардного в перспективе ближайших лет рынка становится для нас все более реальной».
В свою очередь Генеральный директор АО «АтомЭнергоСбыт» Петр Конюшенко отметил:
«Энергосбытовые компании могут играть важную роль в качестве агрегаторов управления спросом. Мы знаем каждого потребителя, и понимаем его возможности изменять график нагрузки, у нас есть история его потребления электроэнергии. Сегодня мы одними из первых вызвались пилотировать технологию управления спросом розничных потребителей. В управлении спросом мы видим бизнес с серьезными перспективами. За время проведения пилотных проектов мы выйдем и на технологический консалтинг потребителей, и усовершенствуем системы учета электроэнергии, и создадим алгоритмы и технические средства агрегирования нагрузки потребителей, вплоть до бытовых. Этот новый бизнес органично вписывается в стратегию нашей компании в области цифровизации».
Эксперимент стал самым масштабным из серии организованных Системным оператором подобных экспериментов и продемонстрировал полную готовность электроэнергетической отрасли к масштабному внедрению управления спросом.
Его проведение стало итогом деятельности совместной рабочей группы АО «СО ЕЭС», АО «Концерн Росэнергоатом» и АО «АтомЭнергоСбыт» по развитию технологии управления спросом на электрическую энергию (ценозависимого потребления) на розничном рынке и первым практическим результатом работы совместной рабочей группы АО «СО ЕЭС» и ПАО «Россети».