Заместитель главного инженера РУП "Белорусская атомная электростанция" Александр Парфенов рассказал о вариантах обращения с отработавшим ядерным топливом БелАЭС во время собрания с общественностью по обсуждению экологического доклада по стратегической экологической оценке проекта Стратегии обращения с ОЯТ Белорусской АЭС, передает корреспондент БЕЛТА.
"Для каждой страны выбор варианта обращения с отработавшим ядерным топливом является уникальным. На него оказывает влияние множество факторов, кроме того, окончательное решение зависит как от собственных возможностей и обязательств страны, так и от предлагаемых зарубежными партнерами услуг. Основные факторы, влияющие на выбор, - перспективы развития ядерной энергетики, потенциально возможное количество отработанного топлива, наличие собственной сырьевой базы, обеспеченность топливными ресурсами, географическое положение, геологическая структура территории, решение экологических проблем, экономическая целесообразность и т.д. Все это нужно учитывать при разработке национальной стратегии. На уровне правительства было принято решение провести технико-экономическое исследование вариантов обращения с ОЯТ. Целью было из всего многообразия выбрать основные варианты", - сказал Александр Парфенов.
По результатам технико-экономического исследования в качестве приоритетного был определен вариант обращения с ОЯТ БелАЭС, основанный на его переработке в России с возвратом в Беларусь отходов. Речь идет об отходах, содержащих радионуклиды цезиево-стронциевой фракции с исключением долгоживущих радионуклидов.
"Но при этом были оговорены три основных варианта, подлежащие стратегической экологической оценке", - отметил заместитель главного инженера.
Два варианта - с отправлением облученных тепловыделяющих сборок на переработку в Россию (с учетом длительного хранения ОЯТ в РФ или Беларуси с последующим возвратом и захоронением высокоактивных отходов в Беларуси) и один с хранением в Беларуси без отправки в РФ.
"Направление отработавшего ядерного топлива на переработку в РФ исключает необходимость создания на территории Беларуси пункта глубинного захоронения ОЯТ", - добавил Александр Парфенов.
"На следующий день или даже в ту секунду, как кассета попала в активную зону, мы имеем дело с отработавшим ядерным топливом. Оно уже классифицируется именно так, - пояснил заместитель главного инженера. - Но при этом кассеты будут работать по четыре года в активной зоне, после этого их планируется помещать в бассейны выдержки. Короче говоря, через четыре года мы планируем получить первое отработавшее топливо".
Отработавшее ядерное топливо обладает остаточным тепловыделением, поэтому его сложно транспортировать. ОЯТ нужно хранить в бассейнах выдержки примерно 10 лет.