Продление сроков эксплуатации энергоблоков АЭС - общепринятая мировая практика. Финляндия Чехия, Венгрия продолжили эксплуатировать атомные энергоблоки до 50 лет, США - до 60-ти. Франция продолжила работу двух энергоблоков, Германия - шести блоков, Великобритания - восьми, США – 54.
Хмельницкий энергоблок №1 станет десятым энергоблоком АЭС, на котором выполняются работы по продлению эксплуатации. 13 декабря 2018 года истек срок промышленной эксплуатации первого энергоблока ХАЭС.
С 23 ноября 2018 года до 6 августа 2019 года (257 дней) энергоблок №1 выведен в плановый ремонт для проведения необходимого комплекса работ по модернизации, реконструкции, замены оборудования, исчерпавшего проектный ресурс, на современное, отвечающее требованиям безопасной эксплуатации атомного энергоблока.
Сейчас продолжается 61 сутки ремонта.
«Ремонтные работы в разгаре,- рассказывает начальник энергоремонтного подразделения (ЭРП) Хмельницкой АЭС Владимир Харченко.
Нынешний ППР особенный даже для бывалых ремонтников. Одно дело – проведение ежегодных плановых ремонтных кампаний и совсем другое - такой длительный процесс с большим объемом модернизационных мероприятий. Именно их реализация иногда ставит перед фактом необходимости выполнения дополнительных, ранее не запланированных работ. Ведь все предугадать в идеале просто невозможно.
Ремонтные работы идут полным фронтом, на площадку зашли все подрядчики, задействованные в планово-предупредительном ремонте (ППР), в частности – ОП «АРС», ООО «Дживерсбуд», ООО«Мотортєх», ООО «Ютэм-инжиниринг» . Поэтапно выполняются все запланированные мероприятия».
Среди важных штатных работ, запланированных на этот долговременный ППР – модернизация перегрузочной машины первого энергоблока. Она бесперебойно отработала все 30 лет, а теперь требует существенного обновления. Все основные несущие детали остаются, а вот схемы управления, телевизионные системы, электродвигатели, кабельная продукция меняется в полном объеме. Работы выполняют и контролируют представители венгерского завода-производителя вместе с субподрядчиками, ремонтный персонал ХАЭС сопровождает процесс.
Очень интересна с инженерной точки зрения и весомая работа – замена подогревателя низкого давления в машинном зале первого энергоблока. Оборудование из ряда крупногабаритных (48 тонн), чтобы его демонтировать, нужно временно демонтировать другое оборудование, а также некоторые трубопроводы разного диаметра, вывезти из машзала, доправив зато сюда другой подогреватель со складского хозяйства, для чего требуется не только четкое выполнение инженерно-технических решений согласно ППР, но и соответствующее оснащение.
Ход ремонта и работ по модернизации и продлению срока эксплуатации анализируется на ежедневных совещаниях под руководством главного инженера станции. Понимание совместной деятельности и совместной ответственности позволяет эффективно двигаться вперед.