На месте возможного строительства центра по кондиционированию ядерных отходов в Фокино побывала комиссия из Государственной думы. Вопросы те же, что и в самом начале - будет ли могильник и чьи отходы здесь станут захоранивать.
В общественном ажиотаже вокруг строительства близ Фокино центра по кондиционированию и хранению твердых радиоактивных отходов депутат Государственной думы от Приморского края Андрей Андрейченко поначалу занял позицию категорических противников будущей стройки. Хотя проект еще два года назад проходил общественные слушания с участием жителей Фокино и они, как наиболее заинтересованная сторона, в стройке угрозы своему здоровью не увидели. Более того, фокинцы лучше других знают, что старые хранилища береговой технической базы атомных подводных лодок ТОФ, которая располагалась с 60-х годов в бухтах Чажма, Разбойник и Сысоева, ветшают и накопившийся хлам с низкой радиационной активностью все равно надо приводить в порядок. Но особе беспокойство приморцев вызвала информация, что в проект планируется привлечь японскую сторону.
- Могу сказать жителям Приморского края, что ничего из Японии сюда поступать не будет. Во-первых, это невозможно законодательно, в принципе, и даже если какие-то изменения будут, они пойдут через Госдуму, и я это увижу первым. Но сейчас никаких законов, актов, поправок в Государственную думу никто не вносил. Это запрещено законом. Второе: будучи здесь на объекте, мне доходчиво, понятно рассказали, показали, что это физически, логистически невозможно - завозить сюда ядерные отходы из Японии, - прокомментировал депутат Государственной думы РФ Андрей Андрейченко.
В прошлом командующий Тихоокеанским флотом, сам офицер-подводник, а теперь директор предприятия ДальРАО адмирал Константин Сиденко показывает депутату Андрейченко первопричину необходимости разгрести ядерное наследие советского атомного флота - Чажминская радиационная авария 10 мая 1985 года. В то же время в петиции обеспокоенных будущим строительством приморцев говорится об участии корпорации «Росатом» в устранении последствий другой радиационной аварии - на японской Фукусиме.
- ФГУП РосРАО сотрудничает с Японией и по научному направлению: нами разрабатывается детектор для поиска осколков ядерного топлива на АЭС «Фукусима», нами разработана технология очистки жидких радиоактивных отходов от трития. Эти технологии позволяют на месте, в Японии, решать задачи, которые накопились в результате аварии на АЭС «Фукусима». На АЭС «Фукусима» накоплено огромное количество отходов, их сюда невозможно привезти. В Приморье нет инфраструктуры для обращения с отработавшим ядерным топливом - были слухи, что его повезут сюда и будут перерабатывать, так здесь просто нет технической возможности принять что-то, принять отходы из Японии, - сказал представитель корпорации РосРАО (г. Москва) Денис Плещенко.
Строящийся центр будет перерабатывать совсем другие отходы, которые на мысе Сысоева лежат с 60-х годов и Чажминской аварии - грунт, подвергшийся облучению, инструменты и костюмы химзащиты, в которых на БТБ 30-40 лет назад обслуживали реакторы подводных лодок. Их дезактивируют, сконденсируют, чтобы у них был меньший объем, с тем, чтобы затем вывезти из Приморья в настоящий, а не мифический ядерный могильник.