В Южно-Африканской Республике не утихает скандальное разбирательство вокруг компании NECSA. Напомним, что в ноябре 2017 года были приостановлены работы в компании "NTP Radioisotopes". Это дочернее предприятие NECSA, занимающееся производством радиоизотопов.
Причиной было названо "несоблюдение протоколов безопасности". Надзор поддержал решение о приостановке. В результате ЮАР пришлось временно перейти на импорт радиоизотопов, а их поставки в госпитали страны были сокращены.
Несмотря на это, финансовые показатели NTP в 2017 году вышли достойными. Доход компании составил 1,3 миллиарда рандов (свыше 90 миллионов долларов), прибыль - более 300 миллионов рандов, уплаченные государству налоги - свыше 80 миллионов рандов.
В сентябре 2018 года во взаимоотношения между NECSA и NTP вмешался министр энергетики Джефф Радебе. Это помогло, и в ноябре 2018 года производство радиоизотопов в NTP было возобновлено после годичного простоя.
Но конфликт на этом не угас. В том же ноябре Радебе отстранил от должностей сразу троих топ-менеджеров NECSA. В отставку ушли председатель Кельвин Кемм, исполнительный директор Фумзиле Челане и директор по аудиту и рискам Пэм Босман.
Всем троим поставили в вину "неподчинение" и "неповиновение". Новое руководство компании было назначено в течение 48 часов, что для бюрократии госсектора ЮАР можно считать едва ли не рекордом оперативности.
Уволенные менеджеры нанесли ответный удар в декабре, оспорив решение министра в судебном порядке. Рассмотрение их дела должно было проходить ускоренным образом, но аппарат министра прибег к тактике проволочек и преуспел в этом.
Сторона ответчика передала в суд заявление на 800 страницах. Согласно внутреннему распорядку, судебные дела, в которых фигурируют документы на 500 и более страницах, должны рассматриваться только в обычном порядке. Поэтому до слушаний дойдёт только в июне 2019 года. За это время в ЮАР состоятся всеобщие выборы, после которых министр Радебе вполне может оставить свой пост.
Уволенное трио обвиняет министра в намерении успеть продать 60% акций NTP американской компании "Lantheus Medical Imaging".
В этом случае ЮАР лишится не просто части доходов от радиоизотопного бизнеса, но и понесёт имиджевые издержки, так как NTP - один из мировых лидеров на этом рынке. Радиоизотопы, получаемые NTP на реакторе "Safari-1", покупают в шести десятках стран.
Кроме того, экс-менеджеры считают, что Радебе намеренно спровоцировалфинансовый кризис в NECSA: "Компания, некогда служившая великолепным примером процветающей государственной компании, серьёзно пострадала от действий министра. Это спланированный кризис, которого можно было бы избежать".
У министра Радебе, естественно, свой взгляд на происходившее. В 800-страничном заявлении он приводит примеры нарушения уволенными финансовой дисциплины и другие их прегрешения, включая нарушения устава компании.
Кроме того, 5 марта будет выпущен очередной отчёт о результатах аудита в NECSA, в котором, как уже очевидно, на прежнее руководство будут списаны все проблемы компании. А это означает, что конфликт вокруг NECSA разгорится с новой силой.