27 февраля глобальное рейтинговое агентство QS Quacquarelli Symonds опубликовало результаты предметных рейтингов лучших университетов мира QS World University Rankings by Subject.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» пятый год подряд вошёл в ТОП-100 предметного рейтинга QS Physics & Astronomy.
НИЯУ МИФИ вошёл в шесть предметных/отраслевых рейтингов QS, в том числе, впервые вошёл в рейтинг QS Materials Science (301-350 место). Второй год подряд входит в ТОП-200 отраслевого рейтинга QS Natural Science. Улучшил более чем на 100 позиций в рейтинге QS Engineering & Technology (290 место) и на 50 мест в QS Computer Science & Information Systems. Сохранил позиции в QS Engineering – Electrical & Electronic (301-350 место).
По словам ректора НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханова, узконаправленным университетам достаточно сложно достигать высоких результатов в общих рейтингах университетов. Чтобы стать глобальным университетом, необходимо развивать не только свои традиционно сильные научные направления, но и новые, основанные на междисциплинарности. «Для НИЯУ МИФИ участие в Проекте 5-100 является драйвером развития, что находит отражение, в том числе, и в рейтингах. Так, если в начале Проекта 5-100 НИЯУ МИФИ входил только в один рейтинг, сегодня только в QS вуз входит в шесть предметных рейтингов. Особую гордость вызывает вхождение пятый год подряд в ТОП 100 рейтинга QS Physics & Astronomy», – отметил Михаил Николаевич.
В МИА «Россия сегодня» 27 февраля состоялся видеомост Москва – Лондон на тему: «Рейтинг QS по направлениям подготовки: движение российских вузов», в ходе которого представители Министерства науки и высшего образования РФ, ФГАНУ «Социоцентр», а также ряда российских университетов обсудили результаты опубликованных рейтингов. Из Лондона посредством видеосвязи в мероприятии приняла участие региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева.
По словам заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации М.А. Боровской, продемонстрированный успех российских университетов не конечный итог, а наоборот «является возможностью оценить свой потенциал и поразмышлять о том, что можно сделать еще. Это этапное подведение итогов, чтобы определить перспективы на будущее». Достигнутые результаты показывают, как комплексная, достаточно длинная система модернизации системы образования начала давать эффект. Это и сетевые программы, и вертикальная мобильность, и взаимодействие всех уровней образования. Работодатель стал формулировать свои ожидания от своего партнера – высшей школы. А то, что количество академических экспертов и работодателей, отдающих свои голоса за российские вузы, с каждым годом растет, говорит о том, что все предыдущие шаги и в части экспорта образования также были успешными. «Все эти шаги являются системными, последовательными и мне хотелось бы, чтобы, конечно, успех этот был продолжен».
Директор ФГАНУ «Социоцентр» Н.А. Полихина рассказала о важности участия вузов в предметных рейтингах. Это ориентация студентов и абитуриентов на конкретные направления, ориентир для текущих и потенциальных партнеров, демонстрация сильных сторон и прогресса университета. Последнее особенно актуально для университетов с достаточно ограниченным набором научных направлений, поскольку они не всегда могут сразу продемонстрировать сильный рост в институциональных рейтингах. Но расширение линейки предметных рейтингов, в которые входит университет, может являться определенным этапом на пути его завоевания более высоких позиций в институциональном рейтинге.
Далее представители вузовского сообщества рассказали о тех процессах, которые помогли им достичь положительных результатов, о повышении глобальной конкурентоспособности образования и университетской науки, а также дальнейших шагах, которые необходимо предпринять для обеспечения дальнейшего роста. Отдельно все выступающие отметили несомненную заслугу Проекта 5-100 в достижении подобных успехов российских университетов.