25 апреля первокурсники Ульяновского профессионально-педагогического колледжа стали участниками первого открытого урока нового проекта Информационного центра по атомной энергии Ульяновска (ИЦАЭ) «FREELab».
«FREELab» – это серия открытых уроков в ИЦАЭ для школьников и студентов, на которых выбранная тема объясняется с помощью опытов и экспериментов, макетов и экспонатов. На занятии нет презентаций, используются только маркер и доска. Главный инструмент – это визуальная составляющая. Стать преподавателем «FREELab» могут учителя или преподаватели вуза, которые хотят ярко и образно раскрыть одну из тем своего предмета.
Первый урок провёл лаборант кафедры физики и технических дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Владислав Пряхин.
Занятие было посвящено теме «Энергия и её превращения». Владислав Пряхин объяснил студентам, что, двигая рычаг динамо-машины рукой, энергию своих мышц человек превращает в механическую энергию вращения большого шкива и вращения якоря этой динамо-машины.
«В результате движения проводников в магнитном поле постоянных магнитов в этих проводниках возникает ток, и механическая энергия превращается в энергию электромагнитного поля. Текущий по проводам ток греет нить накала лампы, благодаря чему электромагнитная энергия превращается во внутреннюю энергию нити накала, часть из которой превращается в энергию световых электромагнитных волн. В итоге мы видим, что лампочка горит. Если рядом с лампочкой держать руку, то будет ощущаться тепло. Чем быстрее крутится якорь динамо-машины, тем ярче горит лампочка», — рассказал спикер.
Участники занятия также провели опыты с султанчиками и электрофорной машиной, исследовали явление резонанса с помощью двух камертонов и пытались поймать луч света сквозь оптоволонную трубку.
После опытов студенты обсудили, как результаты проведенных опытов нашли отражение в повседневной жизни. «То, что на уроках могло быть скучным, сегодня стало для участников видимым и осязаемым. Например, они увидели, что конусообразное тело может вести себя неожиданно: по наклонным направляющим оно двигалось вверх из-за смещения центра тяжести. А ещё мы запускали установку динамо-машины, внешне очень похожую на детскую игрушку. Она позволяет продемонстрировать длинную цепочку превращения энергии», – рассказал Владислав Пряхин.
После урока студентам провели экскурсию по экспозиции ИЦАЭ Ульяновска, на которой они узнали о работе и функционале атомной электростанции, о горячей камере, в которой исследуют материал после воздействия радиоактивного излучения. Также ребята измерили уровень радиоактивности предметов в большом счётчике Гейгера и узнали собственный уровень радиоактивности с помощью универсального радиометра.
«Я люблю физику, поэтому сегодня мне все опыты понравились. А ещё было интересно узнать, что у каждого из нас есть свой уровень радиоактивности. Я обрадовался, когда узнал, что мой уровень в норме», — подытожил Денис Апанов, получающий профессию электрика.
Формат «FREELab» подходит для педагогов, которые хотят показать, что наука — это красиво и интересно, а обычный урок химии или физики способны превратить в настоящее научное шоу. ИЦАЭ Ульяновска принимает заявки на проведение уроков в формате «FREELab». Педагог может прийти на разработанное им занятие со своим классом или студенческой группой, либо обратиться к ИЦАЭ за помощью в подборе аудитории.