14 мая в Екатеринбурге состоялось научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» от Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ). На этот раз эксперты обсудили тему «Оригиналы и копии» с точки зрения коллекционирования, определения подлинности драгоценных камней и создания их репродукций на 3D-принтерах.
О культурно-исторических аспектах коллекционирования рассказала кандидат философских наук, доцент Екатеринбургской академии современного искусства, специалист по геобрендингу Валентина Самкова. Слушатели узнали о филателии (коллекционировании марок), филокартии (коллекционировании открыток), филумении (коллекционировании спичечных коробков) и книжном коллекционировании, которым увлекались россияне в XX веке. Также спикер объяснила, чем интересен коммерческий поп-арт Энди Уорхола и в чём заключается научное направление в коллекционировании.
Но чем же коллекционирование отличается от накопительства? «Накопительством люди занимались всегда, но это не всегда это носило характер коллекционирования. Уровень благополучия общества в XX веке позволил начать задумываться о сохранении капитала. И через коллекционирование капитал стал обретать экономическую значимость. Любая коллекция должна затем приносить для владельца дивиденды, в этом отличие накопительства и коллекционирования. Но долгое время коллекционеры старались не позиционировать себя как обладателей ценных экспонатов. Ведь публичность могла быть чревата кражами».
О люминесценции минералов, помогающей в исследованиях цветных драгоценных камней, и о типах драгоценных камней рассказал ведущий научный сотрудник Института электрофизики Уральского отделения Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор Владимир Соломонов.
«В соответствии с Российским Федеральным законодательством всего лишь семь минералов относятся к драгоценным камням – это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг и уникальные янтарные образования. А к цветным драгоценным камням относятся лишь четыре типа: рубины, сапфиры, изумруды и александриты, которые представляют собой разновидности корунда, берилла и хризоберилла. И цвет этих минералов определяют примесные ионы-хромофоры», — объяснил Владимир Соломонов.
Путь 3D-принтеров от мелких сувениров до репродукции мировых шедевров «разобрал на атомы» кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технической физики физико-технологического института УрФУ Олег Евсегнеев.
Главное, что произошло с 3D-печатью за это десятилетие, – технология стала доступна не только крупным предприятиям, но и простым обывателям.
«Благодаря снижению порога вхождения началась волна идей. Сейчас идёт пик в 3D-печати, хотя технология очень старая (ей 40 лет). Аддитивные технологии теперь применяются в разных областях: в медицине, архитектуре, строительстве и дизайне», — подчеркнул лектор.
Как оказалось, многие коммерческие компании посчитали и поняли, что технология 3D-печати выгоднее, чем, например, классическое литьё, особенно, если это сложные технологические устройства. Поэтому сейчас детали, напечатанные на 3D-принтерах, применяют в двигателях самолётов и ракет.
«Часто 3D-принтеры применяются для декора. Иногда мы печатаем литьевые формы для художников, в которых потом отливаются ювелирные украшения, гипсовые элементы декора и так далее. В Нью-Йорке для восстановления памятников архитектуры тоже применяют аддитивные технологии. По фотографиям изготавливаются утраченные формы, а далее их отливают. По такой же аналогии датская компания предложила восстановить сгоревшие горгульи из Собора Парижской Богоматери с помощью 3D-печати»,
— поделился один из первых специалистов по 3D-печати в Екатеринбурге.