Российский Росатом планирует к 2030 году утроить выручку в долларовом выражении, рассчитывая на рост доходов от зарубежных проектов и новых продуктов, сказал Рейтер глава госкорпорации Алексей Лихачев.
Росатом - один из крупнейших в мире атомных энергохолдингов, обладающий производством полного цикла - от добычи урана до вывода АЭС из эксплуатации и переработки ядерных отходов.
У госкорпорации, обеспечивающей 18% энергетических потребностей России, крупнейший в мире портфель зарубежных проектов - 36 энергоблоков в 12 странах в разной степени готовности, включая Белоруссию, Бангладеш, Китай, Индию, Турцию, Финляндию, Венгрию, Египет и Иран.
Дальнейший рост экспортной выручки и выход на новые рынки - одна из стоящих перед Росатомом стратегических задач, наряду с повышением эффективности и освоением новых, в том числе неатомных продуктов, сказал Лихачев.
Долларовая выручка корпорации должна будет увеличиться втрое к 2030 году в том числе за счет роста экспортной выручки до 70% в общем объеме доходов, а новые продукты должны приносить до 40% выручки, сказал он.
"Кратное увеличение экспортной выручки для нас – это не журавль в небе, - сказал Лихачев в интервью Рейтер. - Это уже происходит".
По его оценке, экспортная выручка в 2023 году должна вырасти до $15 миллиардов с $6,3 миллиарда в 2015 году, когда она составляла почти половину общего дохода.
"Шаг номер один – реализация всего нашего портфеля заказов – это около $190 миллиардов вообще, а в горизонте десятилетия – $133 миллиарда. Из них порядка $90 миллиардов – это строительство станций за рубежом".
"Даже только исполнив наш заказ в $133 миллиарда, мы все равно выйдем на те параметры, про которые я вам сказал. А уж если будет продолжаться наполнение климатической темой мировой глобальной повестки, зарубежная выручка точно будет кратно увеличиваться", - сказал Лихачев.
Из новых рынков Росатому интересны также атомные проекты в Аргентине и Саудовской Аравии.
Новые, в том числе неатомные продукты, которые планирует выводить на рынок Росатом, включают в себя оборудование для топливно-энергетической промышленности, системы безопасности, новые материалы, включая углеволокно, цифровые продукты.
"Постараемся, по крайней мере с точки зрения углеволокна, стать одним из основных поставщиков в мире. Завод сейчас строится... В следующем году мы хотим начать уже коммерческую поставку, в том числе и нашим предприятиям авиационной промышленности".
Входящий в состав Росатома холдинг Umatex планирует, разрабатывает и производит композиционные материалы на основе углеродного волокна, которые применяются в авиапроме, атомной промышленности, автопроме, энергетике и строительстве.
Росатом говорит, что хотел бы большей кооперации между странами и партнерами для развития атомных технологий. При этом основными конкурентами он называет Китай и США, считая что РФ может сотрудничать с Китаем, выходя на новые рынки.
"Для атомной отрасли одних наших стран (в которых уже есть проекты Росатома) мало. Для того, чтобы мировая ядерная мысль и технологии развивались, нам необходимо увеличивать свое присутствие в разных регионах мира".
"Мы живем если уж не в братстве и не в единой семье мировых атомщиков, то, по крайней мере, с пониманием, что потеря компетенций, срыв программ развития атомной энергетики в одной стране бросает тень на развитие атомной энергетики в мире вообще".
"В одиночку ни одна страна не создаст полноценной атомной отрасли". В то же время конкуренции на мировом рынке недостаточно, считает Лихачев.
"Нам бы хотелось, чтобы всерьез вернулись на рынок японские партнеры, мы очень хотим, чтобы немецкие наши коллеги, по крайней мере в части разрешенных на сегодняшний день немецким законодательством компетенций, прибавили обороты".
Основными конкурентами он считает Китай и США.
"Китай просто пытается запустить экспансию. Нам лучше вместе с китайцами идти в какие-то страны,... работать над сегодняшним днем, и где-то отдельно от них создавать завтрашний и послезавтрашний день".
Китай стремится стать одним из лидеров атомной энергетики, действуя через свои госкомпании, хотя у него пока мало опыта строительства реакторов за рубежом. РФ и Китай уже сейчас конкурируют за новые проекты в Аргентине.
Проекты Росатома, на 100% принадлежащего государству, частично финансируются из госбюджета, и Лихачев считает, что размер господдержки нужно снижать.
Размер господдержки сократился с 77 до 68 миллиардов рублей в прошлом году по сравнению с 2016 годом, при этом в РФ Росатом в прошлом году инвестировал 250 миллиардов рублей, сказал Лихачев.
"Но при этом мы должны понимать, что, если говорить о мощных проектах в атомной энергетике, например, Севморпуть или работа с промышленными отходами, конечно, здесь без поддержки государства как якорного инвестора и психологически сложно работать, и привлекать инвесторов сложно", - сказал он.
"Мы в этом смысле действительно государственная корпорация, которая вместе с государством идет на мегапроекты. Что касается нашей текущей деятельности - нам никаких государственных денег и не надо, мы их не просим".