15 июля 2019 года АО "Национальная атомная компания "Казатомпром" ("Казатомпром" или "Компания") опубликовало заявление по итогам решения президента Соединённых Штатов Америки о сохранении нынешнего уранового рынка США без изменений.
"Мы приветствуем решение президента Трампа отказаться от введения торговых ограничений по импорту урана", - сказал Галымжан Пирматов, председатель правления Казатомпрома.
"Казатомпром подтверждает свою долгосрочную приверженность тому, что рыночное вмешательство в любой форме нежелательно, поскольку оно может привести к значительным искажениям и без того хрупкого рынка ядерного топлива путём стимулирования экономически неэффективного производства, опирающегося на государственную поддержку".
"Здоровый глобальный урановый рынок является лучшим решением для обеспечения безопасности поставок в будущем".
Являясь надёжным международным партнёром и поставщиком урановой и ядерно-топливной продукции, Казатомпром осуществляет поставки энергетическим предприятиям по всему миру, включая ряд клиентов в США.
В последние годы большинство крупных уранодобывающих компаний, включая Казатомпром, сократили объёмы производства, полагая, что такие меры, а не рыночное вмешательство, помогут сбалансировать спрос и предложение и в конечном итоге привести к устойчивому восстановлению уранового рынка.
В своем первоначальном представлении в министерство торговли США в сентябре 2018 года Казатомпром заявил о своей приверженности прозрачности и коммерческой направленности, пояснив, что компания не получает какой-либо государственной поддержки или субсидий, в опровержение некоторым респондентам петиции 232.
Компания также подчеркнула свою обеспокоенность тем, что некоторые энергетические предприятия, эксплуатирующие атомные электростанции в США, уже сталкиваются с проблемами конкурирования с дешёвым природным газом и субсидируемыми возобновляемыми источниками энергии.
Таким образом, введение тарифов или квот, приводящих к увеличению стоимости ядерного топлива, ухудшило бы и без того сложную ситуацию.
Помимо угрозы тысячам высококвалифицированных рабочих мест, снижение доли мощности базовой нагрузки, поставляемой атомной энергией, также негативно сказалось бы на качестве воздуха, климате и здоровье человека.
"Данное решение является однозначной победой для американских производителей атомной энергии и их потребителей", - добавил г-н Пирматов, - "и посылает позитивное сообщение о том, что администрация Трампа не хочет подрывать конкурентоспособность чистого атомного производства в США".
Предыстория решения
14 апреля 2019 года министерство торговли США представило президенту Трампу результаты своего расследования относительно того, представляет ли импорт урана в США угрозу национальной безопасности Соединённых Штатов, как это определено в разделе 232 закона о расширении торговли 1962 года ("Закон").
Несмотря на то, что президент Трамп согласился с серьёзной обеспокоенностью в отношении воздействия импорта урана на национальную безопасность в части внутренней добычи полезных ископаемых, выражаемой в докладе министерства торговли США, он не согласен с тем, что импорт урана несёт угрозу национальной безопасности Соединённых Штатов, как это определено в разделе 232 Закона.
Президент Трамп постановил, что необходим полный анализ вопроса национальной безопасности во всей цепочке поставок ядерного топлива США, и создал рабочую группу США по ядерному топливу для осуществления анализа за пределами первичных внутренних поставок.
В состав рабочей группы войдут представители ключевых подразделений правительства США, и ей было поручено в течение 90 дней сообщить о своих выводах и представить рекомендации президенту.
Президент Трамп также подтвердил свое предыдущее обязательство восстановить и расширить атомно-энергетический сектор в США, проводя постоянный обзор политики США в области атомной энергетики, чтобы возродить названный им "ключевой энергетический ресурс".