Системы виртуальной и дополненной реальностей представляют собой пример человеко-машинного взаимодействия. Перспективные направления применения и развития VR и AR систем в промышленности в основном сосредоточены вокруг производства сложной наукоёмкой техники в условиях высоких требований к качеству продукции на удалении и создания симуляторов-тренажёров для подготовки и переподготовки специалистов.
В Высшей инжиниринговой школе НИЯУ МИФИ в 2019 году открыта новая программа магистратуры «Технологии виртуальной и дополненной реальности для проектирования технологических систем». Программа является проектно-ориентированной, то есть все студенты программы трудоустроены с первого семестра и минимум один день в неделю проходят практические занятия на территории индустриального партнёра программыООО «ИнтерОПТИК».
«ИнтерОПТИК» — частное научно-производственное предприятие, которое специализируется в области разработки инновационных оптических, оптико-электронных технологий и материалов. Например, одна из их последних разработок — базовый концепт бинокулярной системы дополненной реальности (СДР) производственного назначения. Частное решение СДР — «мобильные индивидуальные средства экипажа», созданные в рамках государственного заказа Госкорпорации «Роскосмос».
Программа «Технологии виртуальной и дополненной реальности для проектирования технологических систем» включает в себя два трека. Выбор образовательного трека предоставлен обучающемуся.
Первый трек относится к созданию и адаптации элементов устройств к слаженной работе в системах виртуальной и дополненной реальности.
Система дополненной реальности представляет собой оптический прибор (очки дополненной реальности) и носимое устройство обработки данных (планшет). Очки — это сложный электронный прибор, от согласованной работы его элементов зависит работа всего устройства: как самого визуального изображения, так и удобства для пользователя (скорость передачи, возможность управления голосом и т.д.).
Второй трек относится к программной части.
Автоматическое распознавание объектов и отдельных элементов производственного процесса ускоряет принятие решений, устраняет сомнения и ошибки. Для распознавания применяются как сравнительно простые решения (считывание QR-кодов), так и сложные — работа с «облаком точек» или нейросистемы, которые из групп данных вычленяют нужные объекты с помощью сложных алгоритмов. Ещё одно решение — сличать внешний облик (картинку) объекта с образцом или 3D-моделью, полученной при проектировании, вычленять элементы или детали процесса.
Цифровая информация в нужном виде (фото, видео, чертежи, схемы, маршруты, тексты) выводится на оптическое устройство (очки дополненной реальности) или может проецироваться на сам объект производства. Система дополненной реальности позволяет получать «подсказки» не только по беспроводной связи, но и вызывать из памяти устройства.
Новая образовательная программа обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку по проектированию AR/VR приложений, проектированию микропроцессорных систем, лингвистическому и интеллектуальному анализу данных, цифровым моделям технологических систем, визуализации данных, облачным архитектурам и программированию, компьютерному зрению.